Для чего люди шли в сторожа? Ответ уральцам дал Сева Гаккель

Надежда Вершинина / «АиФ-Урал»

В Ельцин Центре рамках выставки «Поколение дворников и сторожей» состоялся творческий вечер Севы Гаккеля, основателя культового питерского клуба TaMtAm.

Перед встречей с музыкантом, гости вечера вдохновились раритетными экспонатами на выставке музыкального продюсера Александра Кушнира «Поколение дворников и сторожей» о героях русского рока 80- и 90-х годов.

   
   
Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

На выставке представлены фотографии, письма рокеров друг другу, настоящие магнитоальбомы, афиши, газеты и другие уникальные артефакты из истории «Кино», «Наутилуса», «Звуков Му», «Гражданской обороны», «ЧайФ», «Насти», «Зоопарка» и других знаковых групп.

Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Отдельные локации посвящены Янке, Александру Башлачеву, есть саксофон Алексея Могилевского – участника групп «Урфин Джюс», «Флаг», «Наутилус» и фрагмент сцены ДК Свердлова, на которой проходили концерты и фестивали Свердловского рок-клуба. А на экране импровизированного кинозала свои первые композиции поют Владимир Шахрин, Владимир Бегунов и молодые безбашенные ребята, которых сейчас принято называть «монстрами рока».


«Я не люблю слово рок. Уже лет тридцать как я разочаровался в рок-музыке»


Сева Гаккель с первых слов снизил градус рок-экзальтации присутствующих, признавшись в нелюбви к рок-музыке.

«Мой опыт участия в группе, названия которой я никогда не буду произносить, я оценивал, как негативный. Стадионы, деньги – я добровольно с этим распрощался, потому что меня это не радовало нисколько. После поездки за рубеж, я понял, что нужны маленькие клубы, такие, как The Cavern Club в Ливерпуле, или знаменитый клуб CBGB. Нужно структурировать повседневную жизнь больших городов, чтобы музыка стала повседневной. И чтобы это был не рок, который для меня к тому времени сменил знак полярности.

Так в 1991-м году на Малом проспекте Васильевского Острова появился клуб TaMtAm – первый клуб в России, который имел собственное название, а не Ленинградский, не Свердловский. К тому времени сформировалась новая волна музыкальных беспризорников, и я хотел помочь им испытать радость от существования на этом, земном уровне. Каждому поколению нужна своя музыка. Несмотря на то, что у нас были постоянные мордобои, облавы, а я не люблю панк и слушать его не могу, – атмосфера в клубе завораживала».

Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Тем не менее, большинство присутствующих отлично помнили, что TaMtAm стал стартовой площадкой для интересных групп и сформировал стиль петербургского и российского андеграунда 90-х. Это – «Текиладжазз», MarksсheiderKunst, «Кирпичи», «Нож для фрау Мюллер», «Химера», «Король и Шут».

 Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

В 2016 году Андрей Князев написал песню «Призраки Там-Тама»:
Призраки «Там-Тама», сыны путей тернистых,
Кайф, угар и драма в судьбах анархистов!
Все, кто здесь бывали, «панки, хой!» кричали,
И сегодня много тех, кто пляшет пого!

«Что сказать? Я и сейчас работаю в этой изнурительной сфере, где играет вся эта нечисть. Делаю все, чтобы концерт состоялся, а потом имею привилегию не заходить в зал».


Вулканический проект


Поклонники творчества Севы Гаккеля увидели и премьеру незаписанного альбома «Ниже плинтуса» проекта Seva and the Molkenteens. Это своего рода alter ego музыканта, виртуальный оркестр с плавающим составом, который не связывает его участников твердыми обязательствами, а результат творчества всегда остается непредсказуемым. Стиль музыки этого «оркестра» автор характеризует как «мелодический склеро-панк».

   
   
Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

«В молодости я оказался в кругу друзей, которые писали изумительные песни легко, как дышали. На их фоне не стоило и пытаться создать что-то подобное. Впрочем, в то время у меня не было амбиций. Нет их и сейчас.

Но когда десять лет назад вдруг заработал исландский вулкан с непроизносимым названием “Эйяфьядлайёкюдль”, я был заворожен самим словом. Я ощутил легкость в обращении с текстом, и стали возникать песни. И мне интересно ими делиться. Для меня очень важно находиться в состоянии баланса и того, что ты делаешь со своим внутренним состоянием и мироощущением.

Ты общаешься со временем, с людьми, и пребываешь в состоянии покоя и радости. Чтобы мне ни приходилось делать, это должно не отвлекать меня от меня самого».


Сторожевая деятельность и Джордж Харрисон


Сева Гаккель, в 2003 году организовавший приезд Пола Маккартни в Петербург, называл мало имен, но делал много интересных выводов.

Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

«Я не лектор, я словоохотливый старец. И вот что я думаю. Для чего в 90-е люди шли в сторожа, дворники, кочегары? Чтобы освободить время для творчества, переждать. А сейчас идут от безысходности. Впрочем, мне кажется, молодые ребята из доставки продуктов сейчас тоже занимаются этим, чтобы иметь возможность сделать в будущем что-то большее.

Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Что же касается моей сторожевой деятельности, то был такой интересный момент. Я охранял станкостроительный техникум, а Майк Науменко (советский рок-музыкант, основатель и лидер группы «Зоопарк») – деревообрабатывающий завод. И вот как-то я благополучно покинул свой пост и поехал к Коле Васину, чтобы отметить день рождения Джорджа Харрисона. У него в такие праздники всегда был накрыт стол и собиралась уйма народу. Свои ключи я, на всякий случай, оставил своему коллеге по цеху – Майку, – и радостно поехал на трамвае на Ржевку. Когда я вернулся назад, понял, что на мой объект была атака. Причем, в те времена сторожей не жалели. Вот так Джордж Харрисон сохранил мое здоровье, а может, и жизнь».

Выставка «Поколение дворников и сторожей» продлится до 16 июля.