Доска, мел и цифровые технологии. Как успешно адаптироваться к дистанту

учитель географии из Верхней Салды Игорь Зорихин / ВСМПО-Ависма

«Использование дистанционных технологий – хорошая форма для организации индивидуального подхода к ребёнку», – уверен молодой учитель географии из Верхней Салды Игорь Зорихин.

   
   

Игорь Зорихин работает в школе шесть лет и активно развивается в профессии. В прошлом году он принял участие в образовательной программе «Цифровые инструменты в работе педагога», реализованной по инициативе благотворительного фонда «Эмпатия» совместно с Высшей технической школой из Тулы. В 2020-м победил в президентском конкурсе «Моя страна – моя Россия». В нынешнем году стал лучшим в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» в номинации «Эффективность использования интерактивных средств обучения». За победу он получил грант в 100 тысяч рублей от фонда «Эмпатия» на дальнейшее развитие.

Рубежи взяты

– Игорь Леонидович, конкурсы для вас – это для разнообразия жизни или же это этап в педагогической деятельности?

– Участие в педагогических конкурсах – это отличный способ сделать шаг вперёд, поскольку нужно готовиться, обновлять знания и получать новые. Это своеобразная встряска. В 2020 году это была не просто встряска, а познание непривычного формата – всё проходило дистанционно. Например, для своего мастер-класса в конкурсе «Учитель года» я использовал инструменты YouTube. Это был блок под названием «Гастрономическая география» на примере Гавайских островов, в котором мы с учениками погрузились в историю, узнали, кто открыл острова, кому они сейчас принадлежат, какие народы там живут, изучили и национальную кухню.

– То есть дистанционные уроки могут быть так же интересны, как и очное общение «ученик – учитель»? Легко вам дался переход в режим видеопреподавания?

– Мы все, конечно, привыкли стоять у доски и видеть сразу весь класс. Но я без проблем перешёл на новую форму работы. Может, потому, что я уверенный пользователь компьютера и интернета. И, признаюсь, мне понравилось вести уроки на камеру. Ученики мои тоже достаточно быстро адаптировались к дистанционке. Современные дети живут в интернете, и нам было нетрудно найти друг друга в соцсетях. Наш диалог стал более искренним и непринуждённым. У ребят в домашних условиях складывается ощущение защищённости. Они более уверенны и начинают свободно высказывать свои мысли, отстаивать собственную точку зрения. Дети на дистанционном уроке слышат лучше. Срабатывает психологический аспект: я же уже внутри виртуального пространства, другие гаджеты мне не нужны.

Использование дистанционных технологий – это очень хорошая форма для организации индивидуального подхода к ребёнку. У меня нередко бывает, что ученики повторно заходят на урок – урок параллельного класса – или дополнительно смотрят подобранный мной видеоурок кого-то из коллег. Ребята активно пользуются чатом, в котором задают вопросы, если что-то не поняли.    
   

И, кстати, я очень рад за своих коллег-стажистов, которые справились с новыми технологиями, освоили Zoom и другие инструменты. Нет таких рубежей, которые не мог бы взять российский учитель!

Без «фишек» скучно

– Какие инструменты вы использовали на дистанционном обучении?

– С детьми общались в основном в сети «ВКонтакте» или в WhatsApp. Помогали Google-формы, которые позволяют быстро сделать тест. На большинстве дистанционных площадок можно демонстрировать несколько экранов. В течение одного урока есть возможность поработать с презентациями, посмотреть тематический сюжет, вывести на экран кроссворд или скан документа, послушать аудиофайл. Всё это делает урок динамичнее, ярче, как любит это поколение с клиповым мышлением.

Надо учиться гармонично сочетать цифровые инструменты, информационные технологии и мел с доской.
Цифровые технологии позволяют подобрать несколько видов домашних заданий. Одни ученики отвечают на вопросы параграфа, другие выполняют тест из файла или заполняют Google-формы, третьи работают в интерактивной тетради.

– А где вы сами черпали знания по цифровизации?

– Сначала действовал методом проб и ошибок. Потом стал искать, где цифровым навыкам учат профессионально. В прошлом году у нас, в Салде, начались курсы по цифровизации, организованные по инициативе фонда «Эмпатия» специалистами Высшей технической школы из Тулы. Любой учитель может пройти их, это абсолютно бесплатно. Можно даже предложить тему курсов, которой нет в расписании, если она интересна. Это было очень своевременно. И дело не только в пандемии, которая всех нас заставила перейти на удалённый режим. Современное производство, новые технологии, меняющийся мир стимулируют учителей преобразовывать не только содержание уроков, но и формы преподавания. В том числе учиться вести уроки в онлайне. Для учителя важно идти в ногу со временем. И, чтобы не отставать, я планирую заниматься на курсах «Эмпатии» и дальше.

– Можете привести конкретный пример, что вы внедрили в процесс урока после курсов?

– Научился подкреплять информацию слайдами в прямом эфире, пользоваться цифровой доской, прикреплять ссылки, получать обратную связь от учеников.

– Игорь Леонидович, насколько нам известно, вы ещё и социальный педагог. А в этом качестве вы используете информационные технологии?

– Обязательно! Хоть и делаю основной акцент на личное общение – «глаза в глаза», но мониторинг социальных сетей может дать много информации, чтобы сделать выводы и повлиять на ситуацию.

– Вы поддерживаете предложения о полном переходе преподавания на дистант?

– Нет, это лишнее. В дистанционном обучении не всё идеально: обычный урок лучше дисциплинирует, а когда ребёнок занимается из дома, у него много отвлекающих факторов: тот же холодильник с вкусняшками, братья-сёстры, домашние животные… Чувствуется эффект «расслабона». Но и обычный урок рискует стать скучным, если не разбавлять его разными «фишками». Надо учиться гармонично сочетать цифровые инструменты, информационные технологии и мел с доской. Думаю, что благодаря такой коллаборации получится качественный процесс.

Текст: Ольга Приймакова