Двухколесный батюшка. Как мотоцикл помогает в служении

В селе Большие Харлуши, что под Челябинском, есть небольшой храм Покрова Пресвятой Богородицы. К нему регулярно подъезжает байкер – черный шлем, кожаный жилет и прочие атрибуты на месте. Только на груди жилета, там, где байкеры обычно пишут свое дорожное имя, у него значится «Отец Иоанн», и он – настоятель этого храма.

   
   

Путь

Мотоциклами Иван Карабидович увлекся еще в 14 лет, когда у него появился мотоцикл «Минск». На нем будущий иерей катался в родном Казахстане. К православию пришел довольно рано – в 19 лет. Принял крещение, создал семью. И отправился в Алматинское духовное училище. Потом было обучение, рождение дочери. А в 2003 году уже отец Иоанн отправился к первому месту своего служения.

Фото: «АиФ-Урал»

– Первый мой приход был в Павлодарской области, небольшой такой поселок, – вспоминает отец Иоанн. – Затем служил в Усть-Каменогорске. А с 2013 года я переехал в Челябинск. Служил в нескольких храмах в городе, а с этого года назначен настоятелем храма в Больших Харлушах.

Служение и семейная жизнь надолго отодвинули мотоцикл на второй план – не до того было. Лишь относительно недавно, когда подросли дети, он вернулся к любимому двухколесному транспорту. И причины тому были практические. По мнению отца Иоанна, в городе в теплое время года мотоцикл мобильнее автомобиля. Машину можно оставить жене и детям, а самому передвигаться на двух колесах.

– Мнение о том, что мотоцикл – дух бунтарства, дух свободы – это шаблоны, которые мы взяли из голливудского кино, – уверен отец Иоанн. – Но если мы окунемся в советскую историю, то вспомним, что тогда было проще купить для семьи мотоцикл, чем автомобиль. И почти у всех в детстве найдутся воспоминания о том, как в люльке или спереди на баке они ездили с отцом или дедом. Это же обычная история советского подростка – сначала ездишь на велосипеде. Потом, если получается, у тебя появляется мопед «Карпаты» или «Верховина», затем – мотоцикл. Это очень теплые воспоминания.

Фото: «АиФ-Урал»

Инструмент и помощник

Служение священника часто связано с разъездами – случаются вызовы на дом, и они часто бывают незапланированными. На такие выезды отец Иоанн отправляется на мотоцикле – все необходимые атрибуты вполне помещаются в небольшую сумку, которую он перевозит в кофре двухколесной машины. Говорит, что окружающих вид священника на мотоцикле особо не удивляет.

– Может, мне так с прихожанами повезло, но они воспринимают это спокойно, – говорит отец Иоанн. – Люди понимают, что это просто вид транспорта. Наверное, есть и другое мнение, но ведь всегда найдется тот, кто чем-то недоволен. Ездил бы я на машине – такие говорили бы, что езжу не на такой машине. На велосипеде – привлекает к себе внимание. Ходил бы пешком – решили бы, что прибедняюсь. Так обычно рассуждают люди со стороны, или те, кто заходит в храм только на праздники. Прихожанам важно, чтобы священник к ним приходил. На автобусе, машине, мотоцикле или самокате – неважно.

В дальние мотопутешествия отец Иоанн отправляется нечасто. Служение не дает, а отпуск нужно разделить с семьей. Но в 2018 году специально взял двухнедельный отпуск, чтобы проехать от Херсонеса в Крыму до Ганиной Ямы под Екатеринбургом для съемок фильма «Путям Твоими» о восстановлении храмов, разрушенных в советское время.

Фото: «АиФ-Урал»

Остальные поездки священник-мотоциклист обычно совершает по своему региону. Говорит, что это отличный отдых от служения, которое нередко выматывает психологически.

– Редко кто-то вспоминает о том, что в служении священника может наступить эмоциональное выгорание, – рассказывает отец Иоанн. – Люди чаще всего приходят в храм со своими бедами и проблемами. Или на исповедь – поделиться своим сокровенным. Не сопереживать людям невозможно, и в тебе это остается. Уже вроде и служба закончилась, а тебя беспокоит. И вот тут, чтобы расслабиться, небольшой «дальнячок» на мотоцикле – самое оно. Просто ехать, километров так сто-двести, наслаждаться природой. Остановиться у озера, побросать спиннинг. Пусть улова не будет, это ради, как сейчас говорят, релакса. Ничего не поймал, но получил такое удовольствие – луна, вода, шелест ветра по траве, умиротворение. В такую минуту можно даже совершать молитву, находясь в гармонии с тем, что сотворил Господь.