Чтоб деньги водились. Как символ 2025 года влияет на достаток

Вообще говоря, выражение «гад ползучий» совершенно необоснованно причислено к ругательным. По отношению к змеям из коллекции Екатеринбургского зоопарка это несправедливо. Да, гады, да, ползучие, но вполне симпатичные и миролюбивые. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Заслуженные, «именные»

Начнём с того, что в зоопарке Екатеринбурга нет ядовитых змей, зато есть богатая коллекция пресмыкающихся из семейств ложноногих (удавов, питонов) и ужеобразных (ужей, полозов). Есть среди них рекордсмены. Например, самым старшим считается кубинский удав, имеющий предсказуемое имя Кастро, который родился в 1996 году. Пальму первенства же по длине удерживает четырёхметровая самка сетчатого питона Адель – она тоже из «пожилых», в наступающем году ей исполнится 21 год. К слову, в природе питоны могут достигать в длину семи метров – это самые длинные змеи в мире, однако живущие в неволе такими размерами похвастаться не могут.

Надо сказать, что почтенный возраст на внешнем виде и повадках пресмыкающихся почти никак не сказывается, чему можно только позавидовать. Впрочем, ярко выраженных повадок неспециалист у рептилий в зоопарке не заметит. Наблюдать их в движении днём – большая удача, обычно активность змеи проявляют в ночное время.

Маисовый полоз Зефирка - совсем ручная. Фото: зоопарк.екатеринбург.рф

Имена есть далеко не у всех змей зоопарка, кроме упомянутых «именных», есть ещё, например, самочка прирученного полоза Зефирка, которую так нарекли юннаты. Если вдуматься, клички пресмыкающимся не так уж и нужны, ведь у них всё равно нет органов слуха в привычном понимании. Змеи не столько слышат звуки, сколько ощущают их через вибрацию. И ещё как! По словам лектора-экскурсовода Екатеринбургского зоопарка Екатерины Перехрест, они отлично узнают по шагам сотрудников, которые за ними ухаживают, и ни за что не перепутают их с незнакомцами.

Обед по расписанию

Змеи – хищники, растительный корм к их столу не подают, зато живой – в изобилии. В зоопарке есть специальный виварий, где для их трапез выращивают крыс, мышей, кроликов, морских свинок… «В принципе, змеи, живущие в неволе (например, в квартирах) вполне спокойно привыкают к заморозке, - рассказывает Екатерина Перехрест. – Но большинству наших обитателей даётся живой корм, который они заглатывают целиком, а потом продолжительное время переваривают. Молодых змей кормят раз в две-три недели, а крупные теоретически могут голодать и до полугода без ущерба для здоровья, но в зоопарке у них в этом нет необходимости, поэтому они питаются по режиму. Отсутствием аппетита наши змеи не страдают, но иногда могут отказываться от еды, к примеру, в период гона им не до того».

Сетчатые питоны - самые длинные змеи в мире. Фото: зоопарк.екатеринбург.рф

По словам Екатерины, змеи – идеальные домашние питомцы (она сама держит полозов и знает, что говорит). Во-первых, заморачиваться по поводу кормления приходится редко. Во-вторых, они не вызывают аллергических реакций у человека. И, наконец, они неприхотливы в отношении условий содержания. Главное требование этого вида пресмыкающихся – температурный режим. В зоопарке в вольерах крупных змей – тёплые полы, а в террариумах нужная температура поддерживается с помощью греющих ковриков.

«Впрочем, им обязательно нужен температурный градиент, то есть тёплый и прохладный углы, - рассказывает Екатерина. – В зависимости от настроения у змей возникает потребность то погреться, то «освежиться», и она должна быть удовлетворена».

   
   

Безалаберные родители

В Екатеринбургском зоопарке змеи – маисовые полозы, королевские питоны, обыкновенные и радужные питоны и так далее - благополучно размножаются. Для спаривания самцов и самок высаживают на одну «жилплощадь», а после того, как всё случилось, вновь отправляют в отдельные вольеры. Привязанности и основательная семейная жизнь не их история. Более того, и к своему потомству змеи равнодушны, разве что питон может обвить свою кладку для поддержания определённой температуры. Но надежды на проявление родительского инстинкта нет, поэтому яйца в зоопарке закладываются в инкубатор. Молодой порослью Екатеринбургский зоопарк делится с другими подобными учреждениями страны, с которыми поддерживает плодотворные дружеские отношения.

Кстати, не все змеи «несут» яйца. К примеру, удавы – яйцеживородящие. «Змеёныши развиваются внутри самки и рождаются уже вполне самостоятельными, - рассказывает Екатерина Перехрест. – Появившись на свет, они стараются поскорее уползти подальше от родителей, в противном случае малыши рискуют стать их обедом».

Интересная интимная подробность: самки змей способны хранить сперму до одного года, поэтому нередко после одного спаривания получается несколько помётов. «Сама сталкивалась с подобным, когда после одного спаривания моя домашняя самка маисового полоза выдала две кладки».

От сглаза и порчи

Самый интересный процесс в жизни змей – линька. У молодых она происходит раз в месяц-полтора. Дело в том, что чешуя твёрдая и не растёт со змеёй, поэтому молодёжь вынуждена сбрасывать кожу так часто. Точнее, не совсем «кожу», а только верхний слой эпидермиса. Старики же линяют гораздо реже – три-четыре раза в год.

Сувениры с фрагментами сброшенной змеиной кожи. Фото: зоопарк.екатеринбург.рф

Линять змеи начинают с головы: чтобы запустить «процесс», они начинают тереться о шершавые поверхности, а потом просто-напросто выползают из старой кожи так, будто чулок выворачивают наизнанку. Оттого сброшенную кожу и называют выползком. Линька – процесс для змей безболезненный, но порой они в этот период бывают раздражительными. Дело в том, что кожа сходит и с их век, отчего они, и без того не очень глазастые, начинают видеть ещё хуже. Выползок, заметим, издавна использовали в магических целях как средство от сглаза, порчи и для привлечения денег.

Понятно, что в зоопарке выползков тьма, и им здесь находят применение, изготавливая с его фрагментами сувениры: брелоки, серьги, закладки. Кроме того, небольшие кусочки сброшенной кожи ламинируют. «Такой сувенир можно положить в кошелёк, - говорит Екатерина Перехрест, - чтобы денежки водились».