В последние пару месяцев внимание жителей Свердловской области приковано к проекту строительства нового полигона промышленных отходов, который построит Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ). В феврале состоялись общественные обсуждения, и большинство участников одобрило возведение объекта. Создание полигона уже окрестили «экологической революцией», однако социальный характер проекта оценили не все.
Что представляет собой будущий полигон? В чём его отличие от других подобных объектов? Есть ли альтернатива проекту? Можно ли добиться консенсуса и соблюсти баланс интересов всех сторон? Эти и другие вопросы стали темой круглого стола в «АиФ-Урал».
Жизнь заставила
По словам спикера, сегодня завод работает с внешними контрагентами, все отходы передаются лицензируемым организациям, которые занимаются их обезвреживанием и утилизацией. Но есть одно но: в последнее время специалисты регулярно сталкиваются с тем, что отходы предприятия (или результаты их переработки) «всплывают» в самых неожиданных местах. Это заставило руководство завода задуматься об усилении контроля и взять на себя дополнительную ответственность. В 2021 году была создана рабочая группа по этой проблеме, а к 2025-му был подготовлен проект.
Будущий полигон предусматривает: обезвреживание отходов 3-го класса опасности (3,1 тысячи тонн в год), захоронение отходов 4–5 классов (13,8 тысячи тонн), хранение побочной продукции и инертных материалов, системы контроля, локальные очистные сооружения, а также инфраструктуру, которая позволит работать объекту в течение 25 лет. Площадь объекта составит 310 гектаров. Его открытие запланировано на третий квартал 2028 года.
«Ввели в заблуждение»
Между тем ряд жителей Первоуральска и других населённых пунктов выступили против строительства полигона.
Главный вопрос
Естественно, главный вопрос всех жителей: оценивался ли риск здоровью населения в связи со строительством полигона?
«Проект и мероприятия, которые в него заложены, призваны вообще исключить какое-либо воздействие на здоровье человека и окружающую среду, – подчеркнул Игорь Кинер. – Это будет объект с санитарно-защитной зоной в 500 метров от границ земельного участка. Точки возможных негативных проявлений (пылевой эффект, работа установки по обезвреживанию отходов) максимально сконцентрированы в центре полигона. Если мы реализуем все технические решения, никакой опасности для окружающей среды и людей быть не может».
Между тем ряд экспертов высказывают мнение, что создатели проекта учли не все нюансы.
По его словам, любые промышленные объекты имеют свою зону воздействия. Окружающие леса его гасят. И когда мы нарушаем эту ландшафтную структуру (начинаем её фрагментировать, вкрапляться туда), она теряет свою компенсирующую функцию. Саморазрушение экосистемы будет идти по экспоненте, соответственно, резко увеличатся траты на восстановление природы.
Исключить конфликты
По мнению общественника, социальный всплеск произошёл из-за того, что люди не были достаточно информированы о проекте. Его также заинтересовали альтернативные участки размещения объекта.
«Рабочая группа изучила все возможные локации. Альтернативы объекту, который станет структурным подразделением нашего предприятия, не существует, – рассказал представитель ПНТЗ. – В 2022 году мы заказали предварительное экологическое изыскание, запросив всю информацию от надзорных органов, проведя пробные бурения. Только когда было получено подтверждение, что стоп-факторов нет, мы с участием администрации начали формировать границы земельного участка. При этом мы исключили из него ручей, который не обозначен ни на одной карте, а также целый ряд спорных территорий – чтобы исключить возможные конфликты в будущем».
Никита Соловьёв предложил представителям ПНТЗ провести общественно-экологическую экспертизу. В этом случае широкая общественность сможет убедиться в безопасности полигона, а предприятие – учесть и исправить недочёты или упущения, которые могли возникнуть в процессе работы над проектом.
Игорь Кинер выразил готовность оказать общественникам полное содействие: «Если эта инициатива будет иметь конструктивный и деловой характер, мы предоставим всю имеющуюся у нас документацию. Причём именно в том формате и объёме, который был направлен на государственную экологическую экспертизу».