Накануне Года экологии: на Урале загрязнены воздух, земля и вода

Юлия Ульянова / «АиФ-Урал»

Сплошная промзона

«Наш регион напоминает мне одну сплошную промзону, - констатирует наш читатель из Екатеринбурга Владимир Костров. - Наверное, нет ни одного населённого пункта, который бы не страдал от экологических бед. Мы дышим опасными примесями, пьём заражённую воду, ходим по заражённой земле. Да, на севере области, в уральской глубинке, где нет крупных промышленных предприятий, чистый воздух и вода в реках. Но там незаконно вырубаются леса, свирепствуют браконьеры. Власти, наконец, обратят внимание на все эти проблемы?».    
   

Увы, вопрос нашего читателя - из разряда «вечных». Дурная экология много лет является одной из главных причин, негативно влияющих на здоровье и продолжительность жизни уральцев. Жителей региона преследуют онкологические заболевания и бронхиальная астма, артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца, почечная недостаточность и аллергия. Химическая нагрузка, которая ложится на свердловчан, огромна. Вполне объяснимо, что в рейтинге общественной организации «Зелёный патруль» Свердловская область недавно снова заняла одно из последних мест, уступив «пальму первенства» лишь соседнему Челябинску.

Фото: «АиФ-Урал»

Впрочем, опасный для дыхания воздух - лишь часть экологического коллапса. Более 30% уральцев вынуждены, по тем или иным причинам, пить плохую воду.

То же самое - горячая вода. В Екатеринбурге из года в год почти половина проб не соответствует санитарным нормам. Высокое содержание железа, резкий запах, ржавый цвет… При этом медики подчёркивают: её качество напрямую зависит не только от водоподготовки и состояния труб, но и от промывки системы отопления.

Отдельный момент - большое количество свалок. Здесь вообще впору кричать «караул». Сегодня на территории региона хранится 9 млрд тонн отходов. Это 16% мусора всей страны. Причём если во всём мире перерабатывается до 90% мусора, то у нас его либо сжигают, либо закапывают в землю. Утилизации подлежит не более 1/10 от общего объёма «отходных» залежей. Экологи кричат об опасности, ведь сожжённый мусор - это помойка, перемещённая в атмосферу.

Перепахали с отходами

КСТАТИ
Комитет по экологии и природопользованию Екатеринбурга собирается бороться с несанкционированными свалками при помощи видеорегистраторов. Камеры будут фиксировать нарушения, а данные передаваться в полицию. Всего за 9 месяцев 2016 года в уральской столице было ликвидировано более 600 свалок. Экологи вывезли оттуда более 14 тысяч тонн мусора.
Стоит отметить, что за 9 месяцев 2016 года минприроды региона выявило 1077 нарушений закона об охране окружающей среды. Больше всего претензий к предприятиям из Екатеринбурга и близлежащих городов. Впрочем, рыльце в пушку у всей области.

Недавно областная прокуратура наказала птицефабрику «Свердловская» (Асбест) за загрязнение земель. Выяснилось, что предприятие долгое время захламляло земли сельхозназначения: складировало отработанные покрышки, автомобильные камеры, остатки полиэтиленовой тары, бутылки, спецодежды, строительные конструкции, металлолом. После этого организация попросту перепахала поля вместе с отходами. Надзорное ведомство оштрафовало птицефабрику на 200 тысяч рублей, но будет ли от этого какой-то толк - большой вопрос.

   
   

В октябре на сбросе вредных веществ в реку Пышма попалось предприятие «Уральская бумага». Лабораторные исследования показали, что завод сливает в водоём сточные производственные воды с превышением предельно допустимых концентраций по таким показателям, как фосфат-ионы, железо, нефтепродукты. Юрлицо и гендиректор стали фигурантами административных дел и должны как минимум устранить нарушения.

Сотни деревьев

Что касается планов, борьбе за чистый воздух и воду власти обещают уделять в следующем году особое внимание. По данным министерства природных ресурсов и экологии, уже четыре крупных уральских предприятия согласились провести реконструкции в своих цехах, чтобы уменьшить число вредных выбросов в атмосферу. Точно известно, что в десяти водоёмах Свердловской области запустят новую партию рыбы, а в уральских лесах высадят сотни новых деревьев.

Особое внимание власти обещают уделить так называемому экологическому туризму. «В связи с тем, что 2017 год объявлен президентом РФ Годом экологии в России, считаем, что в бюджете необходимо предусмотреть средства на развитие экологического туризма, - отметила депутат регионального Заксобрания Елена Чечунова. - В Свердловской области уникальная природа, красивейшие места. Например, только на реку Чусовую ежегодно приезжают около 50 тысяч туристов. Если мы создадим инфраструктуру на туристических маршрутах, это увеличит приток  гостей, будет способствовать развитию въездного туризма».

Около 40 акций планируется провести в Год экологии в столице Урала. Как сообщили «Аиф-Урал» в мэрии Екатеринбурга, это абсолютно разные по содержанию, направленности и тематике проекты, объединённые главным посылом - защитой и сохранением природы. Это семейные состязания по сбору макулатуры, батареек и мусора, фотоохота «Мой чистый город - любовь моя», конкурс «Чистая вода России», социологические опросы, международные симпозиумы и выставки, конкурсы по оформлению цветников, поддержка особо охраняемых природных территорий, экологические субботники.

Городской синдром

Несвежий воздух, разноцветные сугробы, пылевые бури - сегодня это синдром больших городов. Жители бетонных джунглей, привыкшие к нехватке свежего воздуха, научились жить в непростых условиях. А вот сельчане, навещающие мегаполис время от времени, признаются, что уже через час готовы сбежать оттуда.

«Лёгкие» больны

То, что происходит в свердловских городах, впору назвать экологической катастрофой. Самыми вредными для здоровья городами в прошлом году были признаны Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Первоуральск и Каменск-Уральский. Да, эти города традиционно носят промышленный характер - в них сосредоточено огромное число производств. Однако зачастую дело не в предприятиях как таковых, а в политике их руководителей, которые бойкотируют природоохранные требования.

«Сегодня промышленникам легче штраф заплатить, чем очистные сооружения установить. Такие штрафы, как у нас, никого не пугают. Борьба ведётся лишь с последствиями, тогда как причины остаются», - отмечает эколог Владимир Блинов.

Второй важный момент - сосредоточенность промышленных предприятий в черте городов и игнорирование санитарных нормативов. Минувшей весной жители Первоуральска стали очевидцами редкого «природного явления»: снег окрасился в зелёный цвет. Виной тому - выбросы опасного химического вещества на одном из предприятий. По словам эксперта в области градостроительства Марины Сахаровой, подобные аномалии - последствия пренебрежения санитарными нормативами, что сплошь и рядом встречается в уральских городах.

«Я помню, как лет 5-6 назад снег окрасился в оранжевый цвет прямо в центре столицы Урала, рядом с заводом «Биофарм», - рассказывает Марина Владимировна. - В соответствии с генеральным планом развития Екатеринбурга вредные заводы должны были вынести за пределы города. Однако воз и ныне там. Предприятия, которым необходима санитарно-защитная зона не менее 300 метров, едва ли не примыкают к жилому массиву. Яркий пример тому - исчезновение полосы зелёных насаждений между микрорайоном Заречный и заводом ВИЗ в Екатеринбурге. Зелёную зону вырубили и застроили, тогда как по нормативам её площадь должна составлять не менее 70%».

К слову, власти муниципалитетов не только не освобождают города от вредных производств, но и всеми силами пытаются засунуть в них новых «отравителей». Так, жители Дегтярска несколько лет боролись против строительства сурьмяного завода. Желание сохранить чистый воздух для себя и будущего потомства сплотило дегтярцев - люди сумели отстоять свой город.

Теперь опасность нависла над жителями Новоуральска: власти хотят «подарить» горожанам завод по очистке кремния. Люди бьют тревогу и массово подписывают петицию против строительства предприятия. «В ходе технических процессов из кремния извлекается широкий спектр примесей, в том числе тяжёлые металлы. При этом в атмосферу поступает 28 видов загрязняющих веществ», - говорится в документе.

Пылевые бури

В то же время чиновники планомерно уничтожают последние барьеры против вредных выбросов. По словам экологов, только в Екатеринбурге ежегодно вырубаются сотни гектаров насаждений - под строительство жилья, офисных зданий, стоянок. Город обнажается, теряет защиту, и, как результат, - ухудшается экологическая обстановка. «Одна из главных причин загаженного воздуха - крайне низкая обеспеченность зелёными насаждениями, - рассказывает Марина Сахарова. - По нормативам на городского жителя должно приходиться 6-7 квадратных метров лесопарковых зон, а в некоторых районах столицы Урала не приходится и двух! Деревьев становится всё меньше - практически во всех парках были вырубки. Кроме того, активно вырубаются зелёные полосы вдоль улиц и дорог».

Так, громкий скандал разгорелся в конце прошлого года в столице Урала. Крупный парк на Вторчермете решили превратить в жилой массив - и это в районе, жители которого регулярно жалуются на выбросы местного жиркомбината и резкие неприятные запахи. Надо отдать честь горожанам - они массово встали на защиту парка и в ходе общественных слушаний единогласно высказались против застройки. В итоге чиновники пообещали сохранить рекреационную зону для жителей района.

Снести, застроить, закатать в асфальт - любимое занятие городских властей. А многие потом недоумевают: откуда берётся пыль, что висит в воздухе? Между тем основной вклад в «пылевые бури» вносит строительная отрасль, в частности любимая «слугами народа» точечная застройка. При проведении многочисленных работ используются материалы, которые становятся источниками пыли. Со временем песок и пыль из стыков плитки вымываются и, находясь в таком свободном состоянии, перемещаются по городу. Кроме того, много грязи вывозят автомобили с тех же строительных площадок. Как итог - там, где раньше были газоны, сейчас лежит плитка, которая никоим образом не улучшает экологическую обстановку.

Можно сколько угодно хвастаться активным строительством, но города, в которых нечем дышать, сложно назвать развивающимися. «Скорее это уход в тупик», - замечает Марина Сахарова.

Перманентный  кризис

Сергей Пакулов, председатель свердловского регионального общественно-эколо­ги­чес­кого движения «Зелёный мир»:

- На сегодняшний день вырисовываются два экологических направления, которые требуют немедленного решения, если мы не хотим в недалёком будущем большой беды. Во-первых, необходимо снизить последствия от выбросов в атмосферу вредных веществ с наших промышленных предприятий. Чиновники всех уровней год из года твердят, что экономическая ситуация тяжёлая, поэтому не нужно трогать заводы, ведь людям вообще будет негде работать. Но у нас в стране кризис какой-то перманентный. Заводы стоят десятки лет, а на современное экологическое оборудование почему-то деньги как не выделяли, так и не выделяют. Понимание проблемы в высших эшелонах власти в принципе есть. Недаром следующий год будет Годом экологии.
Вторая важная проблема - промышленные отходы и их переработка. Сегодня как никогда остро встал вопрос утилизации красного шлама, твёрдых отходов промышленного процесса обработки боксита. Каменск-Уральский и Богословский алюминиевые заводы - «лидеры» в данном направлении.

Между тем наши экологи совместно с учёными разработали безотходную технологию, в основе которой - гидрометаллургическая переработка красных шламов в химических реакторах закрытого типа. Если нам не будут вставлять палки в колёса, то мы сможем значительно улучшить экологическую составляющую в Свердловской области.

Клоун  с  метлой

Владимир Кадцын, общественник, знаменитый Клоун Вовочка:

- В своё время в качестве общественной нагрузки я занимался со школьниками. В числе прочего, мы проводили с ребятами опрос «Как сделать город чище?». Сегодня я знаю ответ на этот вопрос. Нужно начать с себя - это во-первых. А во-вторых, «воспитывать» людей с юмором. Если человека назвать свиньёй, он так и будет себя вести. А если взять в руки метлу и ходить по пятам за студентами, как это делал мой Клоун Вовочка, убирая брошенные ими окурки, - они посмеются и в следующий раз не будут мусорить. Формы «просвещения» могут быть разными. Возвращаетесь с детьми с пикника из лесопарка - соберите не только свой мусор в пакет, но и тот, что встретите по пути. И ваш ребёнок в будущем даже не подумает обидеть природу. Я знаю, что во многих странах даже за брошенный окурок можно схлопотать штраф, но я противник полицейских мер. Лучше попытаться достучаться до совести.

Газоны  на  крыше

Сергей Кириллов, инспектор общественного экологического контроля свердловского отделения «Зелёной Лиги»:

- Воздух и вода - наша главная беда. На сегодняшний день 80% загрязнения воздуха в крупных мегаполисах происходит из-за выбросов вредных веществ от автомобилей. Пути выхода из данной ситуации, конечно же, существуют. Прежде всего, необходимо развивать общественный транспорт. В центральную часть города пустить больше троллейбусов и трамваев. Ограничить въезд автомобилей. Также необходимо развивать велодвижение, делать больше дорожек и парковок.
Сегодня Екатеринбург наводнили торговые центры и высотные здания. Практически не осталось газонов, где растёт обычная трава. Я предлагаю обратить внимание на крыши наших домов. Почему бы не выращивать там газоны? В той же Японии на 10% крыш лежат газоны. Зимой такая зелёная подушка служит источником тепла для дома, а летом это отличный кондиционер.

Если говорить о воде, то промышленные предприятия очень сильно загрязняют своими отходами производства наши реки и озёра. Очистные сооружения зачастую с проблемой справиться не могут. К сожалению, у нас в стране очень слабое законодательство, поэтому суровых методов воздействия на директоров предприятий практически не существует. Штрафы, которые они платят, - мизерные. А вообще я считаю, что на экологию в нашей стране нужно выделять средств из федерального бюджета никак не меньше, чем, к примеру, на медицину. Ведь если нам удастся улучшить экологический вопрос, то больных и хворых в нашей стране будет намного меньше.

Утка растворится

Александр Подуст, академик Российской экологической академии, эксперт по питьевой воде:

- Наш регион отличается большим количеством экологически опасных объектов.
Взять, к примеру, шламохранилища - гидротехнические сооружения для складирования жидких отходов производства. В Краснотурьинске, скажем, есть «озеро», на поверхность которого если сядет утка, то она просто-напросто растворится.

В водоёмы региона столетиями сливались отходы производства, которые в итоге скопились в донных осадках. То есть вредные вещества «хранятся» там в виде илов. Это экологическая бомба замедленного действия, пока остающаяся вне поля зрения государства. Уровень ила пусть медленно, но поднимается. Водоёмы в конце концов обмелеют и превратятся в скопище вредных веществ. Эту проблему придётся расхлёбывать даже не нашим детям, мы её оставляем в наследство внукам и правнукам.

Безусловное бедствие Среднего Урала - питьевая вода. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения региона вынуждена пользоваться питьевой водой, качество которой далеко от нормативов. Причина и в загрязнении водоёмов, водохранилищ (многие из них превратились в могильники отходов), и в изношенности водопроводных сетей, и порой в несовершенстве очистных сооружений. Кроме того, невооружённым глазом видно состояние уральского атмосферного воздуха. Подъезжая ко многим городам области, можно наблюдать купол из дыма и пыли, и всё это уральцы вдыхают…

Справедливости ради надо сказать, что в плане улучшения экологической обстановки всё же что-то делается. Большая заслуга властей Екатеринбурга, например, совершенствование технологий водоподготовки. Но у экологических проблем есть одна особенность: их легко создать, но лечится эта болезнь очень и очень долго.