Вздох и выдох Здохни. Позволит ли технология «Водоканала» очистить Шарташ

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Специалисты «Водоканала» продемонстрировали уникальную и простейшую технологию очистки водоемов от скопившихся за многие годы иловых осадков. Предприятие планирует «прибраться» за собой на озере Здохня и части берега Верх-Исетского пруда. Но на процесс уйдет от 7 до 10 лет.

   
   

Почему Здохня?

«Вы же прекрасно знаете закон сохранения энергии, когда энергия не исчезает и не появляется, а превращается из одного вида в другой? Вот и нам пришло время заняться этим вопросом, когда мы пришли к критическим показателям», - рассказывает генеральный директор ЕМУП «Водоканал» Евгений Буженинов, стоя на берегу озера Здохня на окраине Екатеринбурга. В нескольких сотнях метрах от небольшого водоема располагаются два стратегических объекта, Западная фильтровальная станция и Головные сооружения «Водоканала», через которые проходит вся питьевая вода для уральской столицы, поступающая из Волчихинского водохранилища.

До 70-х годов технология очистки воды для Екатеринбурга была простой: ее качали, фильтровали, а естественные осадки сбрасывались в водоем. С ужесточением требований к качеству воды в 70-е годы появились новые способы ее очистки с использованием нескольких ступеней и химических реагентов. Именно поэтому в 80-е вблизи фильтровальной станции был вырыт специальный шламонакопитель, куда сбрасывались промывные воды (около 60 тысяч куб.м в сутки). Искусственный резервуар и озеро Здохня связывает одна протока: при переполнении шламонакопителя поверхностная часть промывных вод уходила в озеро, а иловый осадок оставался на дне. При помощи специального земснаряда он качался и поступал в цех механического обезвоживания, откуда сухие остатки ила отправлялись на специальные полигоны для рекультивации земли.

«Со временем ила стало настолько много, что он понемногу начал выноситься через протоку в сточные воды и попадать в водоем. В итоге за несколько десятков лет мы накопили в озере Здохня критический объем этой массы, от которого собираемся избавиться», - говорит Евгений Буженинов.

А ила накопилось в озере немало – около 4 метров на дне озера (в объемах – около 1 млн куб.м). Но более того, опять же через сточные воды начал загрязняться Верх-Исетский пруд, расположенный в 200 метрах от озера. И результатом этого загрязнения стало использование голландской технологии, которая позволит значительно сэкономить на обезвоживании ила.

   
   
Ила в озере Здохня накопилось немало – около 4 метров от дна озера. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Голландская технология

«Мы рассматривали разные варианты технологии очистки водоемов и даже планировали строить дополнительный цех механического обезвоживания, но на одной из выставок наткнулись на технологию геотубы, которые распространенно используют в Европе. И опытным путем для себя доказали, что действительно она эффективная, малозатратная, понятная и экономичная», - делится генеральный директор «Водоканала».

Геотуба на озере Здохня – это большой мешок, который лежит на обустроенной дренажной площадке из щебня, и куда закачивается при помощи того же земснаряда ил со дна водоема. Мешок наполняется до предельного состояния, а излишки воды (уже чистой) выходят из него и попадают обратно в водоем. После чего геотуба в течение 2-3 месяцев лежит на площадке, и затем уплотненный за это время ил вывозится на полигон.

«По нашим подсчетам в озере Здохня сейчас находится около 1 млн куб.м осадка, из них около 700 тысяч нам придется убрать. На это потребуется около 7-10 лет очистки, 500-700 геотуб длиной 50 метров и диаметром 3-4 метра. Для этого мы обустроим специальную площадку у водоема, где одновременно можно будет расположить до 60 геотуб», - откровенничает директор.

Геотуба – это объемный мешок на обустроенной дренажной площадке из щебня. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Что касается части берега Верх-Исетского пруда, то здесь количество ила гораздо меньше – около 100 тысяч куб.м. Работы по очистке как озера, так и пруда будут проводиться одновременно. «Я не могу сейчас сказать, сколько на это придется потратить средств. Мы провели промышленные испытания, которые показали положительные результаты. Сейчас заканчиваем проектирование, и в сентябре станет известна первоначальная сумма на выполнение этих работ. Но затраты точно уменьшатся примерно в 5 раз без использования цеха механического обезвоживания», - признается руководитель «Водоканала».

По его словам, технология позволит примерно через 5 лет полностью освободить существующий шламонакопитель, а на озере Здохня и очищенной части Верх-Исетского пруда после очистки местным жителям спокойно можно будет купаться и отдыхать в летний сезон.

Через 7-10 лет на озере Здохня, по словам Евгения Буженинова, можно будет купаться. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Причем здесь Шарташ?

Не так давно стало известно, что в уральском регионе в рамках федеральной программы «Экология» до 2021 года будут реабилитированы семь свердловских водоемов, в том числе и загрязненное озеро Шарташ. В общей сложности на эти мероприятия планируется потратить 1,2 млрд рублей. По словам Евгения Буженинова, внедряемую ими технологию легко можно будет использовать при очистке любого водоема в Свердловской области, с учетом ее экономности и малозатратности.

«Она применима к любому типу водоемов. Но если говорить об очистке Шарташа, то этим занимается Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. У них в отличие от нас немного другая задача – реабилитация водоемов. А это и освобождение от излишнего ила, и зарыбление водоема, и что-то другое. Мы же устраняем накопленный нами же опыт. По сути – убираемся за собой», - завершает директор.