Экономия правды. Что такое постправда и как она работает

Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 18/09/2019

Замечаю, что в обществе в последнее время образовался дефицит доверия. Многие не верят вообще никому, особенно представителям власти и политикам, а любую острую новость по «ящику» воспринимают как заведомый фейк. Что происходит у нас на Урале?

   
   

Д. Куницын, Екатеринбург

Ответ редакции

Новая реальность

Тотальное недоверие к власти отмечается не только в Свердловской области. Согласно данным «Левада-Центра», в ноябре 2018 года на вопрос «Всегда ли говорят правду высшие чиновники?» ответ «Да» выбрало всего 2% опрошенных россиян. При этом годом ранее этот показатель составлял 5%. Можно предположить, что эти показатели относятся и к Свердловской области. 

Одними из первых падение доверия людей признали уральские политики. Весной этого года в Екатеринбурге про­шли экспертные слушания на тему «Востребованность политических партий в новой реальности». В обсуждении участвовали представители 40 городов Свердловской области.

Участвовавшие  сделали вывод: новая реальность возникла летом 2018 года после непопулярных реформ, когда общественная активность ничего не изменила. 

«Полагаю, что падение доверия к власти началось, когда политики стали представлять не идеологию, а интересы конкретных экономических структур, – считает уральский политолог Михаил Коробельников. – Сегодня люди уже не видят разницы между партиями, для них все они одинаковые».
Более того, специалисты отмечают, что эта тенденция сегодня распространяется не только на чиновников, но и на другие структуры и гражданские институты: органы МСУ, общественные организации, средний и крупный бизнес, религиозные конфессии, рекламу, СМИ.

В Екатеринбурге ярким следствием такого неверия стало противостояние в сквере у Театра драмы. Инвестор, помимо строительства храма, был готов вложить миллиард рублей в благоустройство набережной Исети, обустроить зоны отдыха и спортивные площадки, но все аргументы местных властей, представителей РПЦ и застройщика оказались напрасны. Из-за «народных волнений» собор пришлось перенести в другое место. 

НА ЗАМЕТКУ
«АиФ-Урал» анонсирует цикл материалов под рубрикой «Что делать?» об экономических, социальных и культурных проектах в Свердловской области, которые вызывают большой общественный резонанс. Приглашаем к диалогу наших читателей, представителей власти и бизнеса.
Все также помнят шумные «экологические» акции протеста в Дегтярске и Асбесте, инициированные местными активистами. Металлургов, пытающихся создать производство в глухой промышленной зоне, просто не захотели слушать, хотя речь шла о налогах в местные бюджеты и создании новых рабочих мест. Специалисты приводили массу цифр и выкладок о безопасности будущего производства, данные многочисленных экспертиз, но все их доводы разбивались об эмоции людей.

То, что организаторами протестов были местные политики, стало ясно лишь потом, когда все проекты свернули.

В чём сила, брат?

Последний громкий случай – попытка организовать предприятие по сортировке и переработке ТБО под Сысертью. «Если мы не начнём строить мусоросортировочные заводы, Россию ждёт экологическая катастрофа, – отмечает глава регионального министерства ЖКХ Николай Смирнов. – Мусорные полигоны переполнены, и срок их эксплуатации истекает». Интерес к проекту проявил крупный инвестор, готовый вложить в него порядка 6 млрд рублей. Несмотря на то, что областные власти ещё не определили ни одного (!) участка под строительство завода, общественники уже собирают подписи против. 

Впрочем, откровенная ложь сегодня используется политиками достаточно редко. Чаще всего  они ловко жонглируют  словами, часто подменяя факты эмоциями и стереотипами, выдавая «дозированную полуправду», которая актуальна лишь здесь и сейчас. Так создаётся виртуальная реальность, не имеющая с истинной ничего общего.

Эффект от таких манипуляций с правдой часто бывает разрушительным. И за примерами далеко ходить не надо. Например, сейчас в повестке дня выбор места для храма святой Екатерины, и решение этого вопроса явно осложняется недоверием к процедуре – горожане сомневаются, что их мнение будет учтено.

«Разлом» между  словом и делом  появляется в самых неожиданных местах, где споров могло бы не быть вовсе. Поэтому камнем преткновения становится вдруг уличное искусство – «Супрематический крест», нарисованный известным художником на площади Первой пятилетки в Екатеринбурге. У православной общины вызвало недоверие заверение местных чиновников, обещавших убрать крест из-под ног. Самые смелые вышли на несанкционированную акцию, а её организатор оказалась в суде.  

А пока традиционные вопросы (кто виноват и что с этим делать) висят в воздухе.

Смотрите также: