Библейское время
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Отец Владимир, какими вам сегодня видятся советские времена?
Владимир Казанцев: – Мощной державой был Советский Союз. Идеология была, патриотизм был, настоящий, не напускной, люди трудились… От каждого – по способностям, каждому – по труду! Это же из Библии было взято. Так что мы с вами в библейское время жили. И сейчас вроде человечество работает, только зачем, для чего?
– Для себя?
– Вот именно. Мы получили свободу, но все ли знают, как ею распорядиться? Стучаться к людям надо, стучаться и стучаться! Разговаривать с ними, разговаривать о полезном. Я 18 лет служу в священстве и постоянно наблюдаю… Беседуешь с человеком, а он: «Да ничего, батюшка, в этом мире нет!» Настанет, думаю, время, придёшь к Богу каяться, прощения просить, а то и помогать мне будешь. И приходят, и горькими слезами плачут, и радуются: «Как хорошо, что, батюшка, ты мне встретился».
Сегодня много недовольных. Но, прежде чем выказывать недовольство, на свою душу посмотри: чем ты насыщен, чем ты напитался… Многое потеряно сегодня. Помните, как мы родителей почитали, как педагогов почитали? А демонстрации – «Мир, труд, май!» – помните? Откуда это всё пришло? Опять же из лона церкви, от крестных ходов. Ещё раз повторю, время хорошее было. В каждой школе дети занимались каким-то делом, бабушкам-дедушкам, болящим помогали, воду носили, дрова кололи. А сейчас просим: «Поможете?» – «Ой, вы знаете, нет возможности». Лень одолела, не хотим помогать ближним своим. Мир на глазах изменился.
Между тем, чем мы душу питаем, что в неё посеем, то и будет произрастать. Это огромное поле, которому конца и края нет.
– Я знаю, что вы адепт строгой дисциплины.
– От дисциплины человек не должен отступать. Даже в своей семье. Глава хозяйства кто? Муж. А жена где? За мужчиной – за мужем. И на государственном уровне должна быть дисциплина. Есть глава государства, и мы все в его подчинении, все должны быть непоколебимы в этом.
– Вас так могут в склонности к тоталитаризму обвинить.
– Ни в коем случае. Речь идёт именно о дисциплине. В душе, в семье, в обществе. Если дисциплины не будет, не будет порядка, и крах настанет везде. Но при этом у человека душа должна быть чистая.
Душа уснула
– Как вы считаете, патриотизм можно воспитать?
– Нужно. И он опять же начинается с семьи. Какое семя в душу ребёнка будет посеяно, то и произрастёт. Патриотизм в любом деле, которым человек занимается, может быть: в искусстве, в спорте, в музыке, в военном деле. Но самый важный патриотизм в чём проявляется? В любви к Родине.
Спросите – как патриотизм воспитывать? На своём примере, прежде всего. И в общении с ребёнком. Взяли, к примеру, в музей сводили, показали, рассказали, как наши отцы, деды, прадеды трудились. Они ведь патриотами Родины были, они на её защиту в годы Великой Отечественной войны встали, на заводах без отдыха работали, поля без устали засеивали. Кто сегодня об этом с детьми говорит? Молодое поколение сейчас русской истории не знает, выдающихся поэтов, композиторов, полководцев не знает – Александра Невского, Дмитрия Ушакова, Георгия Жукова. Спрашиваешь: в каком году образовалось Российское государство? В каком году крепостное право было отменено? Тишина – не знают. Позорище!
А почитанию старших кто учит? Меня как-то в школу на урок истории пригласили, так мне стыдно стало, какое неуважение к педагогу ученики являют. А вы посмотрите, практически в каждой школе сегодня мат стоит. Это всё от безнравственности. Почему так детей в семье воспитали? Как в эту почву семя патриотизма сеять?
Сегодня принято на педагогов ответственность за воспитание перекладывать. Не надо этого делать, учителя дают знания, а воспитание происходит в кругу семьи. И оно должно быть строгое. Несколько лет назад я был в Тюменской области у многодетной семьи. Меня приятно поразило родительское воспитание – дети-дежурные накрывают на стол, после трапезы следующие «дневальные» убирают со стола, моют посуду и так далее. У каждого свои обязанности. И дети на всё у родителей спрашивают благословение. «Мама, можно пойти погулять два часа?» Получают разрешение, и ровно через два часа все дома. Матери с отцом там никто не перечит – вот дисциплина. И в семье порядок.
А сейчас ребёнка попросить полы помыть – что ты! А мы, помните, мыли и ничего. Я и сейчас мою, взял «лентяйку» и пошёл наяривать, что тут такого?
– Так мы и в школе их мыли.
– А сейчас ребёнка доску нельзя попросить протереть. Вот в этом отношении точно нужно законодательство менять, потому что ничего доброго без труда и дисциплины не выйдет. На то, что сегодня происходит, смотреть больно и обидно. О чём говорить, если приезжает в часть командующий дивизии, а команды «смирно» нет нигде и ни для кого. Спрашиваю: что за бардак? Когда мы служили, такое даже представить себе было невозможно. А вот, говорят, сейчас так. Свобода. И в этой свободе военнослужащий, выходит, может сложить оружие и заявить: «Я пошёл отдыхать, а вы защищайтесь сами». Вот и не стало всеобщего патриотизма, и идеология потеряна, и благочестие, и нравственность. И душа уснула.
«Ну, Батюшка, осадил»
– Что её пробудит?
– Когда горюшко, скорби, болезни, немощи весь мир затронут, тогда и душа проснётся.
– Так разве не тронули? Весь мир пандемию пережил.
– Люди-то больше страшились болезни, чем суда Божьего. А ведь это нам испытание было.
– Мы его прошли?
– Прошли, но не все. И мы видим, как души, пусть потихонечку, но начинают просыпаться. И чувство Родины к нам начинает возвращаться в условиях, когда всякая нечисть на матушку Русь прёт и прёт.
Но по-настоящему нас всколыхнёт что-то посильнее этой пандемии. Мы с вами, может, и не застанем это время, но наши внуки, правнуки застанут. И человечество очистится. Но это не значит, что мы должны выжидательную позицию занимать. Кто это понимает, тот стремится свою жизнь исправить. Для чего нам покаяние дано? Для спасения жизни. Мы ведь с вами постоянно ходим в баню, в душ, моемся, чтобы очистить тело. Но так же и душа нуждается в регулярном очищении. Да, это нелëгкий нравственный труд. А как вы хотели? Надо что-то почитать – Евангелие, жития святых, познакомиться с историческим наследием. А мы ведь не хотим этим проникаться – зачем? У нас и так всё хорошо. А на самом деле это томление духа.
– Спрошу вас цитатой из песни: «С чего начинается Родина?»
– С крещения, с храма Божьего. Сегодня многие Бога хвалят, а сердцем от него далеко. Закрыли сердце своё и радуемся. Живём в нелюбви к маме, папе, братьям, сёстрам, к близким… Нарушаем нравственность. Веточку сирени сломал – это тоже безнравственность. Какое ты имел право? Ты это деревце создавал, природу создавал? Почему ты ей вред наносишь? И всему, что делаем неблагопристойного, находятся у нас оправдания.
У нас неподалёку от храма – детский дом. И как-то подросток стоит, смотрит на меня – спросить не спросить? Спрашивай, говорю, что хотел. «Бог есть?» Отвечаю: «Есть. А у тебя сомнения имеются?» – «Да». Я ему: «Посмотри на солнце, посмотри вокруг, на себя посмотри – кто это всё создал? Кто сказал, что Бога нет, уже сердцем согрешил». Малой говорит: «Ну ты, батюшка, осадил». Если обернуться к истории, какой предмет первым в школе шёл? Закон Божий. У всех за него оценка «отлично» была. И нравственно люди были выше. А сегодня, повторюсь, Бога чтим устами, а в сердце его не пускаем.
– Отец Владимир, что бы вы сказали в проповеди, посвящённой Дню России?
– Пожелал бы людям мира, любви, согласия во всём. Я Россию свою люблю – где родился, там и пригодился. Любовь к Родине – безусловное понятие, она неизменна, что бы Бог ни положил, что бы ни происходило. И, по большому счёту, это подвиг, который всем по силам. Самое главное – не отречься от веры.