Отвечает клирик Вознесенского архиерейского подворья Екатеринбурга, иерей Душан Михайлович:
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Византии, но, вообще, свечи и лампады с елеем использовались в храмах еще в глубокой древности.
В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, в этом была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, главной, причине освещение имело духовное значение: этот свет символизировал Христа – Свет несотворенный. В Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Слова Божия зажигать все свечи, знаменуя, что свет евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне.
«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век), которого, кстати, сегодня мы поминаем.
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль. Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина, – это также прообраз Матери Божьей. Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, вознесшую на небо пророка Илию, а сами круги изображают колеса этой колесницы.
Кроме того, свеча напоминает нам о крещении, бракосочетании, при свечах происходит и обряд погребения. Превращение воска в огонь означает превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты, Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый, без осадка, елей. Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие.
В сегодняшнее время свеча стала также и одной из форм жертвоприношения Богу. Покупая в церковной лавке свечу, мы не батюшкам кладем эти деньги в караман, а помогаем приходу, который должен платить за коммунальные услуги, содержать штат священников и служащих, проводить текущий и капитальный ремонт церковных строений, помогать нищим. Купленная нами свеча – это наш скромный взнос для блага нашего храма и прихода.
Правда, в практике случается и искаженное понимание жертвы. Некоторые верят, что свечами можно манипулировать и что от их количества напрямую зависит размер ниспосылаемой Богом милости. Более того, иногда доходит до откровенно языческой практики. Так, некоторые считают, что свечу можно ставить только правой рукой, что ее можно зажигать только от лампады или от своей свечи, причем делать это только лично. Иначе, мол, жертву и молитвенные просьбы Господь не примет.
На самом же деле надо всегда помнить, что горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
Добавим еще и то, что свечи в храме лучше ставить до начала богослужения, а если не успели, то после его окончания.