Где начинается Родина. Камчатка глазами уральца

Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»
Что знает о Камчатке типичный обыватель Среднерусской возвышенности? Это край отечественной географии с вулканами, океаном, прекрасными видами и (в перспективе) бродячими собаками, поедающими красную рыбу за счет государственного конфиската. Многие сюда хотят попасть, но не все могут себе позволить. Отдыхать большинство россиян предпочитает у моря, но Баренцево просят не предлагать, ибо для купания оно не  пригодно, если вы не касатка. Однако последние события в мире подстегивают интерес к внутреннему туризму и все больше сограждан начинают рассматривать этот полуостров для отдыха. Автор данных строк побывал на Камчатке и спешит поделиться своими наблюдениями и впечатлениями об этом прекрасном и необычном уголке нашей необъятной.Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Отправляясь на Камчатку старайтесь сесть у окна. Оно того стоит Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Начало России

Была такая старая песня «С чего начинается Родина? C картинки в твоем букваре…». В песне только не сказано, где тот букварь и где то начало. Вот один из слоганов Камчатки утверждает – «Здесь начинается Россия». Чтобы это увидеть, надо сначала сюда долететь или доплыть. Автомобилем до полуострова не доехать, разве что отправить его морем в контейнере, а себя – самолетом или круизным кораблем. Но вариант это редкий, экзотический и крайне дорогой. Поэтому увидеть на полуострове автомобиль с номером, не относящимся к  сорок первому региону, – большая редкость. Круизы – тоже не самый распространенный вариант. Так что этот тот самый край, куда «только самолетом можно долететь».

   
   
Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

И вот на этой стадии понимаешь: бюджетный отдых – это не про Камчатку. Билеты в один конец из Екатеринбурга, например, начинаются от  17 тысяч рублей за одного человека – это с пересадкой в Новосибирске. Из Москвы можно улететь прямым рейсом за те же деньги. И вот на этой стадии понимаешь: Камчатка – для обеспеченных и сильных. Потому что перелет в 9 часов из столицы (или суммарные 10 часов из Екатеринбурга) – это довольно утомительно.  

Но вот из-под крыла самолета появились заснеженные вулканы, самолет пробежался по полосе аэропорта Елизово, и настало время первых впечатлений от полуострова. Первое слово, которое приходит на ум, – простор. Площадь Камчатки – 270 000 квадратных километров. Это на 70 тысяч больше, чем площадь всей Белорусии вместе с ее картофельными полями. И чуть чуть меньше площади Казахстана с его степями. При этом обитает здесь всего примерно 330 000 человек. Сами обитатели полуострова шутят, что на Камчатке медведей больше, чем людей. Это, конечно, преувеличение, но соотношение косолапых к высшим приматам здесь и правда крайне высоко – один мишка на 22 человека. И лучше об этом помнить – местные уверяют, что здесь медведя и правда можно встретить прямо посреди города.

Местные говорят - гор на Камчатке нет. Только сопки и вулканы. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Кстати, о городах. На Камчатке их три. Елизово – второй по величине город полуострова, здесь находится аэропорт, и прибывающим на Камчатку его не миновать. Но смотреть тут особо не на что, кроме той самой стелы с медведями, сообщающей, что именно здесь Россия и начинается. Есть еще Вилючинск. Тут наверняка есть на что посмотреть – это база Тихоокеанского флота РФ, здесь живут огромные подводные лодки и их экипажи. Но вот беда – город закрытый, и туристам, особенно с камерами, здесь вряд ли обрадуются. Так что основным местом базирования всех прибывающих на полуостров становится Петропавловск-Камчатский.

Столица Камчатки

Какие у вас ассоциации со словом «домашние»? Домашними обычно бывают животные, ну или пельмени. А у петропавловцев домашние вулканы. Не то чтобы они извергают лаву прямо в прихожей, но в ясную погоду видны почти из любой точки города. И зрелище это правда завораживает. На фоне этих исполинов торжественно и нарядно смотрится и сам город, особенно если не вглядываться в фасады зданий, которые местами выглядят просто кошмарно.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Если же посмотреть на Петропавловск-Камчатский более приземленно, то это сравнительно небольшой город с населением примерно в 160 тысяч человек. Но, как и многие приморские города, он раскинулся вдоль бухты, что делает его достаточно протяженным. В плане застройки в ландшафте доминируют старые советские пятиэтажки – в регионе, где землятресения происходят почти постоянно, это вполне объяснимо.

Первая здешняя «свечка» аж о 16 этажах является местной достопремичательностью. Дело в том, что, когда это здание возвели, петропавловцы не спешили в него вселяться и оно долго стояло полупустым. Лишь со временем к нему привыкли и поверили, что построенный по японский технологии дом способен противостоять местной сейсмической активности. И хотя новые районы Петропавловска уже стремятся ввысь, достигая 12 этажей и выше, основу жилого фонда составляют все те же «брежневки».

   
   
Так самая первая местная шестнадцатиэтажка Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Выглядят они, правда, довольно экзотично. Во-первых, за счет того, что их специально усиливают контрфорсами – дополнительными опорами, усиливающими прочность. Во-вторых, повышенная влажность и камчатский климат не жалеют фасады, и многие из них выглядят так, будто это знаменитая Припять. Для облагораживания облика зданий здесь часто применяют муралы – масштабные картины делают их куда наряднее.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Дорого-богато

При том, что здешняя недвижимость смотрится неказисто, цены на нее запросто обходят Екатеринбург и большинство других российских миллионников, уверенно стремясь к питерским или московским. Цена средней «двушки» в новом доме – около тринадцати миллионов. Цена полуторки в обшарпанной «брежневке» – восемь миллионов. Стоимость аренды тоже больно кусается – чтобы снять приличную «двушку» на месяц, потребуется примерно 50 000 р.

С посуточным жильем и отелями все сложнее – тут многое зависит от сезона. По словам местных гидов, минувшим летом, когда популярность отдыха на Камчатке устремилась вверх, жилье невозможно было найти ни за какие деньги – просто кончились места. Но осенью, под конец сезона, можно и квартиру за полторы тысячи в сутки найти, и приличный номер в гостинице с завтраком и отличным видом на бухту – тысяч за пять.

Вид на Авачинскую бухту из окна недорого хостела Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Здесь ситуация постепенно меняется в обе стороны. Камчатка активно развивается как туристический регион, и здесь активно строятся новые гостиницы – как дорогие и нарядные СПА-отели, так и простые хостелы, рассчитанные прежде всего на молодежь.

То же самое касается и другой инфраструктуры. Петропавловск-Камчатский явно стараются сделать фешенебельнее. По словам местных, раньше в городе вообще не было никакой развлекательной инфраструктуры, разве что местный театр. Поэтому все коренные жители отдыхали в основном на природе. Сейчас в городе модернизируют набережную. Попытались соорудить этнографическую деревню, но что-то пошло не так и сейчас ее перестраивают.

Горячие источники - еще одна из местных фишек Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В городе солидное количество новых кофеен, баров и ресторанов. Но открывают их явно не для местных. Расчет у местной индустрии развлечений в первую очередь на туристов, многие рестораны после летнего сезона закрываются до зимы. Другая статья дохода – офицерские жены. По словам коренных петропавловцев, это отдельная каста. Офицеры ВМФ зарабатывают неплохо, но сами постоянно пропадают на службе. А вот их супруги, устав от гарнизонной рутины, охотно ходят в свежеоткрытые фитнес-клубы и другие заведения развлекательной и бьюти-индустрий. Большинству местных это просто не по карману.

Жизнь с мечтой о переезде

По словам большинства петропавловцев, полуостров – это место для заработка, но не для жизни. Здесь дорого все. Цена на привычные российские огурцы-помидоры может варьироваться от 500 рублей за килограмм в летний период до полутора тысяч зимой. Дело в том, что выращивают их здесь в специальных геотермальных теплицах, и себестоимость любых фруктов-овощей камчатского производства зашкаливает. Везти сюда тоже дорого – за пару обычных российских яблочек, купленных в Петропавловске, придется отдать 100 рублей. Можно найти и дешевые овощи из Китая, но их вкусовые качества оставляют желать лучшего, не говоря уже о витаминной ценности.

Яблочки по местному ценнику Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Так же дела обстоят почти с любыми продуктами питания, бензином и другими ежедневными тратами. Тут ценник хоть и не настолько отличается от среднего по России, но бьет по карману ощутимо. 92-й бензин здесь стоит в среднем на двадцать два с половиной рубля за литр дороже, чем на Урале - 69,5 р против 47,9 Большинство продуктов питания дороже примерно на треть. Исключение составляют лишь рыба, икра и морепродукты. Но, если читатель уже приготовил большую ложку, чтобы за копейки объесться красной икрой, пусть трезво сопоставит ее размеры и свой бюджет. Икра здесь безусловно дешевле, чем в большей части России. И она здесь гораздо вкуснее. Но за килограмм все равно придется отдать от 4500 до 6500 рублей. В ценах на рыбу, крабов и других морских гадов автор не силен, но, по уверениям местных, они в последнее время подросли.

Местный рыбный рынок с расценками Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Это связано с тем, что государство существенно ограничило разрешенный к вылову объем съедобных морских даров. Что, в свою очередь, сделало самостоятельную рыбалку невыгодной для одиноких ловцов. А крупные артели поднимают цены на свои услуги. Некоторые из них браконьерствуют, превышая разрешенные нормы, что повышает риски морского промысла. Соответственно, рыболовы поднимают цены.

Кстати, работа в этой сфере – основной источник дохода для большинства обитателей Камчатки. Простой низкоквалифицированный матрос за четыре месяца зимней навигации может заработать до 800 тысяч рублей. Поэтому за длинным рублем сюда стремятся многие – не только камчадалы, но и жители других регионов России. Есть и другая вахтовая работа – на Камчатке добывают газ, драгметаллы, уголь. Но месторождения расположены вдалеке от Петропавловска-Камчатского и других городов. Туда едут именно поработать, получая 150–200 тысяч рублей в месяц, с тем, чтобы потом улететь обратно на большую землю и тратить их уже там.

Морской промысел - основной источник заработка для большинства местных жителей Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Сами местные рассказывают, что большинство возрастных камчатцев стремятся доработать здесь до пенсии, которая получается вполне солидной на фоне остальной России. И уехать встречать старость в другие регионы, причем особой любовью пользуются Краснодарский край и Калининград.

Для того же, чтобы хоть как-то прожить в Петропавловске-Камчатском, по словам его жителей, надо иметь доход не менее 60 тысяч рублей, и это при наличии собственной квартиры. Поправить дела за счет сада-огорода здесь мало у кого есть возможность – климат не тот. Так что многие пенсии не дожидаются. Исключение составляют в основном те, кто влюблен в природу Камчатки.

Риски и прелести

Если Камчатка понемногу становится туристическим кластером, то природа здесь еще этого не знает. И в этом ее основная прелесть. Древние вулканы и могучие сопки будто не замечают копошащихся возле них смешных людишек. А здешние дикие и необжитые просторы вполне способны поглотить армию Ганнибала вместе с боевыми слонами, даже не заметив этого.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Вулканы – основная фишка Камчатки. Здесь, похоже, все либо стоит на вулкане, либо ютится у подножья вулкана, либо сделано из частей вулкана, либо было создано вулканом во время извержения. Но, как это обычно и бывает, по-настоящему интересные места находятся на значительном отдалении от крупных поселений.

Именно поэтому большинство туристов на Камчатке можно разделить на две группы. Это организованные группы, обререгаемые гидами, и «дикари»-экстремалы. Сразу стоит пояснить, что просто прилететь на Камчатку, чтобы погулять пешком или покататься на арендованном авто – значит, мало что увидеть. Общественный транспорт здесь развит слабо, представлен лишь автобусами и маршрутками.

Электросамокат на Камчатке смотрится как-то экзистенциально Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Есть, правда, кикшеринг, но популярности он не добился даже в Петропавловске-Камчатском. Чтобы по здешним крутым подъемам, обдуваемым ветрами и орошаемым осадками, наматывать километры на электросамокате, надо быть иноагентом Варламовым или другим фанатом альтернативных средств передвижения. До подножья же вулканов и других природных красот способен пробиться лишь полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Даже заводские внедорожники имеют все шансы застрять где-то посреди местных чудесных пейзажей и остаться там навсегда.

Местный авто-призрак. Машина появилась тут пару лет назад. Хозяина так и не нашли Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Поэтому при аренде автомобиля вам заранее скажут, что покидать асфальтовые дороги можно только за отдельную плату. Каковая прописывается для каждой природной достопримечательности и может в разы превышать стоимость самой аренды автомобиля. И, побывав на местном бездорожье в джип-туре, подтверждаю разумность этой меры – неподготовленный человек даже на джипе здесь угробит и машину, и себя. Сложность ландшафта дополняется постоянными изменениями климатических условий в зависимости от высоты и времени суток. Далее последуют четыре фотографии, сделанные в одной поездке с разницей в три-четыре часа, для наглядной иллюстрации того, что может ждать желающего добраться до камчатских природных красот.

Утро. Пасмурно но сухо. Начинаем подъем к вулканам. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Через пару часов уже начинается мокрый снег, тропинки становятся грязными и скользкими Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
Еще через час уже снежная пурга. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
На обратной дороге уже дождь Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Тем не менее есть отдельная категория людей, которым любой экстрим не помеха, а радость. Поэтому камчатские экстренные службы довольно часто вынуждены искать экстремалов, потерявшихся между вулканами и сопками. Иногда находят живыми, иногда неживыми, иногда не находят. Список опасностей, грозящих неподготовленному туристу посреди этих красот, включает в себя и резкие перепады погоды, и встречу с голодным мишкой, и горную болезнь, которая на Камчатке наступает куда ниже, чем, к примеру, в Приэльбрусье. Так что герой, покоривший не одну гору, может слишком беспечно отнестись к относительно невысоким камчатским вулканам. И поплатиться за это жизнью, как это случилось уже не раз.

Инфраструктура

Туристическая инфраструктура здесь активно строится. Появляются глэмпинги и базы для альпинистов и фрирайдеров. Строится просторное шоссе до Ключевской сопки, и даже планируется организация канатной дороги. Так что со временем здесь и правда можно будет самостоятельно гулять без риска для жизни. Но пока даже самые распространенные маршруты вроде поездки к малой Долине гейзеров лучше прокладывать на подготовленном транспорте и в сопровождении грамотных людей. И даже в этом случае нужно правильно одеться и приготовиться к серьезным физическим нагрузкам.

Малая долина гейзеров Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Последние километры до цели придется преодолевать пешком. Здесь нет ни перил, ни проложенных дорожек, отсыпанных гравием или выложенных досками, – только ступеньки, вытоптанные в почве самими гидами. И если погода портится, то пешая прогулка превращается в размешивание скользкой грязи, дополненное балансированием на гране неприятного полета. А через полчаса резко налетает пурга, и вместо грязи уже сплошные сугробы.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Альтернатива джиппингу и пешему трекингу – вертолетные экскурсии. Вертолетов на Камчатке много, и это именно средство передвижения, а не роскошь. Но стоить такое удовольствие может от 50 тысяч рублей с человека. И от резких перемен погоды вертолет тоже не застрахован – в случае, если погода становится нелетной, пилоты сажают свои машины в долинах, собираясь в импровизированные лагеря. И вместе с пассажирами ждут милости от погоды.

Вообще, погода – ключевой фактор для путешествия по Камчатке. Когда над головой ясное небо, а обзор вокруг на многие километры, Камчатка прекрасна. Можно даже, не выезжая из Петропавловска-Камчатского, натереть мазоль на пальце, делая фоточки с красивыми видами. Но вот наваливаются плотные и низкие дальневосточные тучи, сопки и вулканы прячутся в них, как в дымовой завесе. И весь мир становится серым, влажным и непроглядным. Вертолетчики и джипперы отменяют экскурсии, прогулочные суденышки досрочно возвращаются в порт.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Да, море. Оно тут есть – и не только Баренцево, даже целый Тихий океан доступен. Но он тут не для плавания, а для рыбалки и любования природой. Вода слишком холодная для пляжного отдыха. Правда, здесь действует центр серфинга, но это из-за подходящих волн – серфят ребята в гидрокостюмах, а плавать предпочитают все же на досках. Зато с моря можно насладиться суровыми видами побережья и поумиляться на лежбище сивучей – эти ребята к туристам привыкли и даже приплывают в местный порт, чтобы выпросить рыбки. 

Сивуч-попрошайка Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Итого

Стоит ли ехать на Камчатку? Стоит, причем не дешево. Наверное, со временем она станет более доступной – запустят морские круизы, увеличат число авиарейсов. Конкуренция несколько прижмет цены, развитая инфраструктура удешевит поездки к вулканам, и вместо прокачанных джипов люди поедут к ним на обычных автобусах. В Петропавловске-Камчатском станет больше баров и ночных клубов, кикшеринг разовьется. Подешевеют помидоры, а фасады приобретут более привычный нашему глазу вид…

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Но вместе с этим, боюсь, исчезнет то самое ощущения простора и какой-то первозданности. Чувство того, что ты и в самом деле побывал на краю географии.  Кстати, сами гиды, что водят джип-туры по пока еще диким камчатским просторам, больше любят зимний сезон. Туристов меньше, что делает здешние виды более дикими и первозданными. А именно этим и завораживает Камчатка.