На прошлой неделе Свердловская область вместе со всей Россией отметила 100-летие формирования Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Костяк её на Среднем Урале составили рабочие боевые дружины, но без бывших царских офицеров дело не обошлось.
Деньги – не главное
Уральский областной военный комиссариат был образован 26 января 1918 года. Но в Екатеринбурге ещё в 1917-м начали создавать рабочие боевые дружины, получившие название Красной гвардии. У её истоков стоял в том числе балтийский матрос Павел Хохряков, во время «Карательной экспедиции Тобольского направления» «прославившийся» массовым расстрелом заложников. Позднее он погиб в бою с белочехами за станцию Крутиха. Отступая, красноармейцы забрали тело командира с собой. Похоронили его в Перми, но могила была разрушена колчаковцами. А в Екатеринбурге одна из улиц, несмотря на ропот ряда общественников, и по сей день носит его имя.
До создания РККА уральцы успели «понюхать пороху» в боях с атаманом Дутовым, и именно красногвардейцы поначалу составили костяк Красной армии на Урале.
Никаких обязательств
На прошлой неделе в читальном зале Центра документации общественных организаций в Екатеринбурге открылась выставка «Создание и деятельность Красной армии в первые годы советской власти». Документы для неё предоставили не только уральские архивисты, но и Российский государственный военный архив (Москва). Это декрет СНК РСФСР «О Рабоче-крестьянской Красной армии», приказы Революционного военного совета республики, фотографии бойцов Красной гвардии и первых красноармейцев, листовки, призывающие вступать в ряды РККА.
Примечательно объявление Военного комиссариата Уральской области, приглашающее бывших офицеров царской армии, проживающих в Екатеринбурге, дать о себе полные сведения: ФИО, род войск, должность, военную специальность и адрес. Для «сомневающихся» оговаривалось: «Означенная запись никаких обязательств на записавшихся не налагает и преследует цели осведомительного характера».
Любопытен также проект приказа наркомвоенмора Льва Троцкого о задачах военных комиссаров с внесёнными автором правками: «Комиссар не командует, а наблюдает, но наблюдает зорко и твёрдо».
Распространение листовок было обязанностью первых красноармейцев, как и чтение их вслух, ведь значительная часть населения была неграмотна. Образ бойца Красной армии должен был вызывать у людей доверие.
Из двух частей
На I Съезде военных комиссаров Уральской области в марте 1918 года было решено, что Красная армия будет состоять из двух частей: постоянного кадра, находившегося на казарменном положении, и резерва из рабочих и крестьян. Последние обучались военному делу под руководством военных специалистов. В экстренных случаях они могли вести боевые действия или нести гарнизонную службу. Тактической единицей считалась рота, состоящая из трёх взводов. Взвод, в свою очередь, делился на три отделения, а отделения – на звенья. Из трёх рот состоял батальон, три батальона – полк.
По мнению Капустина, победа Красной армии в тех условиях была неизбежна: «Сейчас многие говорят, что революция погубила Россию. Моё мнение, что она её спасла. Если бы не революция, страну бы разорвали на куски – в том числе страны, победившие в Первой мировой. Империя разваливалась на глазах, а временное правительство показало полную неспособность что-то решать. Красным можно предъявлять много претензий, но они переиграли белых за счёт идеи: власть рабочих и крестьян, уважительное отношение к человеку труда, железная воля. Комиссар и крестьянин – были люди одной крови, одной химии. Белые заключали договоры с иностранцами, Деникин за вооружение отдавал им в концессию рудники и железные дороги. Но почему на деньги иностранцев ты должен стрелять в своего же мужика? А Красные у Антанты денег не брали, и народ им поверил. Полагаю, что после 1919 года, когда численность Красной армии дошла до миллиона человек, у белых не осталось никаких шансов, они были обречены».
Красная армия на Урале создавалась в атмосфере спешки и нервозности. Летом 1918 года к Екатеринбургу уже подходил восставший Чехословацкий корпус – самое боеспособное на тот момент соединение в России. В городе сменится власть, красный террор сменится белым, но это – уже другая история.