У героя фильма «Гений» – талантливого, но непризнанного изобретателя – туалет был оклеен авторскими свидетельствами. Патенты на изобретения Анатолия Дресвянкина занимают всю стену его комнаты. «Как обои использую, – с горечью говорит он. – А вот если бы всё это было воплощено в жизнь, сделано и использовано, я бы, наверное, миллионером был».
Тот самый Дресвянкин, изобретатель лыжероллеров
Анатолий Степанович не претендовал на роль первооткрывателя устройства, позволяющего тренироваться лыжникам в бесснежный сезон. Но, будучи мастером спорта по беговым лыжам, он понимал несовершенство существующих лыжероллеров и решил внести в их конструкцию существенные изменения. Решение этой задачи заняло у изобретателя без малого 16 лет, зато он сумел опровергнуть утверждение «лучшее враг хорошего».
«Не враг, а друг, да ещё какой! Мои лыжероллеры (я получил патент на это изобретение) имеют другую конструкцию тормоза, более упругую, с изгибом платформу. Кроме того, для их производства частично использованы материалы с малым коэффициентом трения, к тому же они износостойкие, – рассказывает Анатолий Степанович. – В результате лыжероллеры Дресвянкина, с одной стороны, могут развивать скорость до 25 километров в час, а с другой – безопасны даже для детей».
В своё время изобретение Дресвянкина было оценено по достоинству. Завод Уралмаш даже выпустил партию в количестве 200 штук, которая разошлась по опытным и юным спортсменам. Но тут произошли известные события начала 90-х, и предприятию, понятно, стало не до лыжероллеров.
Кстати, Анатолий Степанович до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, не отказывает себе в удовольствии покататься на своих лыжероллерах того времени. Выглядят они уже, конечно, видавшими виды, но работают исправно. А нагрузка у них была – ого-го, ведь как-то решительный изобретатель совершил на них пробег из Екатеринбурга в Москву (2 036 км за 26 дней), посвятив его суверенитету России.
«Берите, пользуйтесь»
Остальным 106 изобретениям Дресвянкина, имеющим патент, не повезло так, как лыжероллерам (исключение – конструкторские решения в области ВПК, но они засекречены, даже в патентных удостоверениях не названы). Большинство даже в опытных экземплярах не реализованы.
«Никому сегодня ничего не надо, – вздыхает Анатолий Степанович. – Обивал разные пороги, мол, берите и пользуйтесь, всё без толку. Да, говорят, гениально, отлично, молодец. На этом – точка».
- Не востребована оказалась, например, спортивно-оздоровительная портативная барокамера, призванная помогать человеку, который испытывает гипоксию («Она сейчас для лечения коронавирусной инфекции, мне кажется, могла бы сгодиться»).
- Никому не нужен и комплекс для реабилитации инвалидов, созданный на основе обычного велотренажёра.
- Не интересует промышленников и деревообрабатывающий комплекс, позволяющий сократить затраты на очищение древесины от коры («При его использовании ручные инструменты не нужны, снятие коры происходит за счёт вакуума»).
- Об усовершенствованных велосипедах – для езды по льду, по снегу, по воде – и говорить нечего.
В деле разве что термобокс для наживки с дозатором – автор, заядлый рыбак, сделал его для себя и активно использует.
Все эти и многие другие изобретения пока остаются в чертежах, схемах, описаниях и на живописных полотнах. Рисованием Дресвянкин увлекается со школы («У нас рисование преподавал заслуженный художник СССР!»). Помимо пейзажей и портретов Анатолий Степанович рисует акварелью, гуашью и маслом свои изобретения в действии. Хотя бы так мечта воплощается в реальность.
…Анатолий Степанович, несмотря на то, что дети строго-настрого наказали ему соблюдать самоизоляцию, настоял на том, чтобы мы съездили в его дачное хозяйство («Ничего страшного, это в нескольких минутах от дома, вы же на машине, так что безопасно»), где лежат лыжероллеры. Первое, что увидела во дворе, – массивную конструкцию, явно находящуюся в работе. «Вот, авторский катамаран делаю», – скромно заметил изобретатель. Дресвянкину, на секундочку, 85 лет.