Илья Муромец или ниндзя? «Победит ниндзя», – отвечают сегодня дети

plannedgiving.org / «АиФ-Урал»

Рудольф Николаевич Эделев – личность легендарная. Педагог, тренер, шестикратный чемпион РСФСР по баскетболу. А ещё невероятный жизнелюб и книгочей, с которым интересно говорить о чём угодно. На сей раз мы поговорили…    
   

Досье
Рудольф Эделев родился в Свердловске в 1934 году. Окончил УПИ. С 1946 по 1964 – баскетболист, член сборной РСФСР. Мастер спорта. Тренировал мужскую, женскую команды «Уралмаш», тренер в детской спортивной школе. Заслуженный тренер РСФСР. Преподавал в Уральском политехническом техникуме. Имеет 25 лет педагогического стажа. Награждён медалью «За трудовую доблесть».

…об уроках жизни

«Жизнь – нескончаемый школьный урок», – писал Монтень. Это действительно так. И, мне кажется, настало время внедрить в систему образования такой предмет, как уроки жизни или, если хотите, человековедение. Благодаря этому предмету мы сможем ликвидировать вопиющую безграмотность в вопросе воспитания у молодёжи духовности и нравственности. Надо понимать, что падение нравственности, духовности, которое мы, к сожалению, наблюдаем, приводят к распаду семей (согласно статистике, чуть ли не половина браков в нашем регионе расторгаются), к разложению коллективов, к деградации общества. Что характерно для дня сегодняшнего? Гордыня, непочитание родителей, разрушение, повторюсь, семейных ценностей, оправдание аморального поведения, разрушение связей между поколениями… Это же путь в бездну, несусветная глупость!

Самое интересное, что многие люди, с которыми я беседую на эту тему, согласны с тем, что ценности жизни – понятие вне времени, но… не живут, ориентируясь на них. Почему? Мне кажется, потому, что они не сидят у них «в печёнках», потому, что пороки не причиняют им физическое и нравственное страдание. И детей мы не учим ненавидеть пороки. Это печально. И учебники жизни мы не используем. Я имею в виду классическую и историческую литературу, которая от первой до последней строчки – учебник жизни. Читай, запоминай, применяй!

…о воспитании

Я считаю, что существующую систему образования надо менять. Пора возвращать в неё воспитание! И прекращать все эти «демократические штучки» вроде «делай всё, что хочешь». Я вообще считаю, что в школе главное – воспитание, а образование – его мощный инструмент. Именно в результате правильного воспитания наша молодёжь будет сильной, добродетельной, просвещённой, способной работать не только ради собственного блага, но и ради блага всего общества. И будет ценить свою семью, свой край, свою страну, зная их могучую историю. Вы знаете, как-то я спросил у своего правнука: «Кто победит – Илья Муромец или ниндзя?» Он, не задумываясь, ответил: «Ниндзя!» И так же отвечают все дети, которым я во дворе задаю этот вопрос. Это о многом говорит, не так ли?
Конечно, воспитание – это задача не только школы, но и, прежде всего, семьи. На Руси веками мудрость жития-бытия передавалась от прадедов – дедам, от дедов – родителям, от родителей – детям. А сегодня эти связи, повторюсь, разрушаются. Причём воспитание у нас традиционно основывалось на примерах и ограничениях. Да, ограничение – это в некотором роде усечение свободы. Но той свободы, которая не имеет «тормозов». По сути, ограничения – это пресечение перехода свободы во вседозволенность.

…о секрете долголетия

В своё время я был профессиональным спортсменом – играл за баскетбольную команду «Уралмаш», входил в состав сборной РСФСР. Хорошим кризисным игроком был, бешеным. Я это не для понтов говорю – для понимания того, что значило для меня решение медицинской комиссии, которая в 1964 году вынесла вердикт: «Занятия спортом прекратить. С твоим сердцем дай Бог до пенсии дожить». Мне, шестикратному чемпиону РСФСР, такое сказать? Из профессионального спорта, конечно, пришлось уйти, но я всем прогнозам назло продолжал вести сверхактивный образ жизни: подводная охота, велосипед, баскетбол (на другом уровне, но всё же), 10–15 километров по лесу пешком, огород копал, дачу строил… В возрасте 80 лет я отжимался от пола 92 раза. В конечном итоге свой опыт я оформил в авторскую программу долгожительства. Своего рода философию жизни.

Мы не учим детей ненавидеть пороки. И они не причиняют людям физическое страдание. Это печально.
О ней можно много говорить, но, если коротко, она заключается в определённых правилах жизни. Что делать человеку, не желающему болеть? В первую очередь избавиться от раздражения, гнева, злости, ненависти, пессимизма. И очистить свой круг общения от носителей этих разрушительных эмоций. Гормоны долголетия – это любовь, радость, счастье, восторг, которые нам дарит общение с близкими людьми, настоящими друзьями, это волшебная музыка, любимое дело…    
   

Физические нагрузки замедляют процесс старения – это очевидно. В последнее время пришлось их снизить – битые большим спортом суставы подводят, но по-прежнему в моём ежедневном графике подъёмы пешком на десятый этаж, всевозможные дыхательные и физические упражнения, занятия на тренажёре. Не менее важны на пути к долголетию ограничение питания, использование живительной силы воды, постоянная работа мозга (нельзя позволять ему лениться), ощущение нужности (одна из глав моей программы называется «О полезных бабушках и дедушках»). А вообще, секрет долголетия – в любви к жизни во всех её проявлениях, в самосовершенствовании, в востор­женном отношении к миру. И в юморе. В нём вообще спасение человечества.

…о Новом годе

Новый год – это праздник, когда все близкие люди собираются за столом, веселятся от души. Это праздник, который у всех связан со сказкой. Было дело, я наряжался в медведя, ходил, топал ногами и ревел: «Не желаю я хвостов от баранов и козлов! Подавай-ка мне павлиний, золотой, зелёный, синий». Дети всегда на этих праздниках выступали.

Сейчас же мою активную душу тащат в ресторан, чтобы именно там всякие семейные праздники отмечать. А я петь люблю, в том числе, например, неаполитанские песни! Но в ресторане не запоёшь, поэтому сижу, молчу. У нас в своё время не было массовиков-затейников, мы всё сами организовывали. Супруга стол накрывала – лучшие блюда готовила, а я всякие стишки сочинял (до сих пор подборка страниц в 300 хранится), подворовывая основу у классиков – у Цветаевой, у Ахматовой. «Мне нравятся традиции, устои. Мне нравится держать в руке стакан, переливать порожнее в пустое и превращать застолье в балаган».