В Екатеринбурге проходит Уральский форум «Кибербезопасность в финансах». Одна из экспертных сессий была посвящена проблемам борьбы с телефонными мошенниками. Почему, несмотря на разъяснительную работу с населением, люди до сих пор поддаются на уловки преступников? Как защитить деньги граждан, разрушить преступную сеть и привлечь виновных к ответственности? Подробности — в материале «АиФ-Урал».
Наши миллиарды обернут против нас
На сессии «Кибермошенничество. К барьеру!» выступили заместитель председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов, председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Анатолий Аксаков, председатель ПСБ Пётр Фрадков и российский пранк-журналист Алексей «Лексус» Столяров. Модератором дискуссии стал журналист, радио- и телеведущий Владимир Соловьёв. Он подчеркнул, что на сегодняшний день практически каждый житель нашей страны хотя бы раз столкнулся с мошенниками. Однако, согласно опросу, в котором приняли участие более 10 тысяч граждан, 60% не сообщали об этом ни в свой банк, ни в полицию.
Тем временем, телефонное мошенничество приносит огромный ущерб: по разным оценкам, в 2025 году злоумышленники похитили от 200 до 400 млрд рублей россиян. Большинство преступных схем уже раскрыто, людям рассказывают о них в средствах массовой информации и с помощью других ресурсов. Но этого оказывается недостаточно.
Сегодня телефонный мошенник — это не просто человек, который звонит наудачу. Такие преступления вышли на очень высокий уровень организации: преступные группировки обладают продвинутой техникой и осваивают технологии искусственного интеллекта. Мошеннические колл-центры зачастую располагаются на Украине, а сервисы, которые «помогают» злоумышленникам, — в России. Граждан нашей страны, и что особенно тревожно — несовершеннолетних (25% от общего числа), привлекают к дропперству. Через их банковские счета проводят деньги жертв, дропперы обналичивают средства и передают курьерам. Затем рубли конвертируют в криптовалюту — её уже переводят заграницу.
«Телефонным мошенникам в Украине оказывает поддержку государство, там это дело поставлено на поток и служит не только частному обогащению, но и пополняет бюджет нацистского режима. Самостоятельно гражданам России не под силу противостоять такой масштабной и технологически обеспеченной преступности. Нам необходимо развивать сильные антифрод-системы, повышать степень ответственности операторов и усилить борьбу с дроперством», — пояснил Пётр Фрадков.
Действовать быстрее и жёстче
С июля 2025 года в России ужесточили ответственность за дропперскую деятельность — теперь она носит уголовный характер. Подставному лицу грозит наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет и штрафы до 1 млн рублей. В частности, поэтому к концу года впервые удалось остановить рост объёма похищенных телефонными мошенниками средств.
«Мы каждый месяц блокируем порядка 100 тысяч дроперских карт, но без ужесточения наказания и системной работы всего рынка это не принесёт желаемых результатов. Прошлый год показал, насколько эффективно объединение усилий различных структур для борьбы с телефонным мошенничеством. В кратчайшие сроки был принят первый пакет из более 50 законов. Одни уже работают очень эффективно, другие ещё требуют доработки. Успокаиваться нельзя: звонков по-прежнему очень много, порядка пяти миллионов в сутки», — отметил Станислав Кузнецов.
Проблема телефонного мошенничества напоминает сообщающийся сосуд, добавил эксперт. Когда у крупных банков и сотовых операторов выстраиваются надёжные системы защиты, мошенничество «перетекает» в меньшие и не столь защищённые организации. Сим-боксы активно используются в преступных схемах, хотя устройства кратно выросли в цене. Проблема в том, что они легальны. Кроме того, в последние месяцы появилась очередная проблема — мошенники получают сим-карты по паспортам умерших людей, и далеко не по одной штуке.
Как рассказал Анатолий Аксаков, второй пакет законопроектов, который сейчас находится на рассмотрении, предусматривает увеличение штрафа для телеком-компаний, по вине которых граждане лишаются денег. Председатель комитета Госдумы также добавил: многие сотовые операторы внедрили систему предупреждений о подозрительных звонках, но было бы лучше сразу блокировать такие звонки, а не просто информировать абонента об их сомнительной природе.
Выступить единым фронтом
Журналист Алексей Столяров сделал акцент на том, значительную угрозу представляют сегодня дипфейки: с помощью всем доступных технологий можно сфабриковать нужный голос, слыша который жертва будет испытывать доверие к говорящему. И прежде, чем позвонить, мошенники выясняют всю подноготную: собирают персональные данные, в том числе о возможном балансе счетов.
«Технологически дипфейк сегодня доступен всем. И хотя очевидно, что в недобрых руках его применение выходит далеко за рамки пранка, действующее законодательство не приравнивает это к отягчающим фактором при совершении преступления», — обозначил проблему Столяров.
Станислав Кузнецов добавил, что у банка есть технологии, которые позволяют распознать дипфейки, и он готов ими делиться. В целом, система антифрода Сбера применяет более 100 моделей искусственного интеллекта, а признаки мошенничества определяются по 1,5 тысячи критериев. Это обеспечивает эффективность до 99,99%.
«Чтобы эффективность антифрод-системы достигла абсолюта, очень важно объединять усилия банков, сотовых операторов и правоохранительных органов. Обнаружив угрозу, вместе мы сможем перекрыть все пути вывода денег. Все возможности для этого есть — дело за координацией», — заверил Кузнецов.
Эту идею горячо поддержал Владимир Соловьёв. Он убеждён, что нужно создать единое координирующее силовое ведомство для борьбы с кибермошенничеством. У него должны быть полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности и принятие экстренных мер.
Первым шагом в этом направлении можно считать систему ГИС «Антифрод», пилотный запуск которой на платформе «ГосТех» запланирован на 1 марта 2026 года. Её оператором выступает Минцифры РФ. Система будет осуществлять сбор, обмен и обработку информации, а также выявлять правонарушения с использованием информационных и коммуникационных технологий и противодействовать им. ГИС «Антифрод» будет оповещать о подозрительных событиях участников — федеральные органы исполнительной власти, Генпрокуратуру РФ, Следственный комитет России, Банк России, кредитные организации, операторов связи и организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями, провайдеров хостинга, владельцев соцсетей, сервисов размещения объявлений и иные госорганы и организации.