По данным Росстата, граждане РФ начали экономить на ритуальных услугах, предпочитая обходиться минимумом. Получается, у нас ни родиться ни умереть нельзя, всё выливается в коопеечку?
Как в действительности обстоят дела в сфере оказания ритуальных услуг в столице Среднего Урала мы узнали у руководителя муниципальной похоронной службы “Комбинат специализированного обслуживания” в Екатеринбурге Дмитрий Хазова.
Об экономии на похоронах
"- Говорить о том, что люди стали меньше тратить деньги на похороны звучит не совсем корректно. Люди стали меньше дополнительно тратить на похороны. К примеру, до пандемии приобретали 10 венков от каждого родственника, сейчас берут 3 или 5, но общие от каждой семьи.
В частности, в нашем муниципальном предприятии никаких повышений цен на оказание ритуальных услуг не произошло. Средний чек составляет порядка 40 тыс.рублей. За эти деньги можно организовать похороны либо кремацию.
Однако отмечу, ситуация у всех разная. Можно взять гроб за 2 тыс.рублей, а можно и за 300 тысяч. Можно набрать много дополнительных услуг или обойтись минимумом.
Также поддержу историю среди похоронного сообщества, пусть это и прозвучит не совсем корректно, но “лучше всегда внезапная смерть, чем когда человек долго болел”. Потому что медицина вытягивает из человека все средства. Родственникам после этого достаточно тяжело собирать деньги, чтобы достойно проводить человека в последний путь".
О государственных пособиях на погребение
Отметим, что государство на сегодняшний день гарантировано на территории Свердловской области и в Екатеринбурге выделяет пособие на погребение порядка 7,500 тысяч рублей. В зависимости от муниципалитета сумма может быть чуть меньше либо чуть больше. По словам Дмитрия Хазова, на эти деньги достаточно проблематично провести достойные похороны.
"- Это называется гарантированный перечень погребения. В нём существует определенный набор: умершего заберут из морга, довезут до кладбища и похоронят.
Существует специализированная служба, которая этим занимается, несмотря на то, что это не принесёт организации никакой выгоды. Реальная стоимость похорон в самом бюджетном варианте составляет порядка 10 тыс.рублей. Исходя из суммы, выделяемой государством получается, что похоронная организация дополнительно спонсирует это мероприятие. Мы не видим ничего страшного в этом - это наша обязанность и мы будем её добросовестно выполнять."
Влияние пандемии
По словам Дмитрия Хазова, рост количества похорон, вызванных пандемией COVID-19 есть, но он незначительный.
"- Было два месяца, в 2020 году, которые были из ряда вон выходящие - июль и декабрь. Сейчас ситуация стабилизировалась и не выходит за рамки среднестатистических показателей.
И это не столько из-за коронавируса, это связано с невозможностью медицинских специалистов узкого профиля из онкоцентра, кардиоцентра и других своевременно оказывать людям медицинскую помощь. Именно поэтому летальность от сопутствующих болезней, вызванных COVID-19 растёт.
Человек не может планово провести операцию, которая была назначена, в связи с тем, что медицинское учреждение было перепрофилировано в ковидный госпиталь. Соответственно плановая операция отменяется и человеку приходится искать другое медицинское учреждение, готовое его прооперировать. Смертность растет не столько от коронавируса, сколько от проблем с оказанием своевременной медицинской помощи.
Смертность действительно немного увеличилась, но не так чтобы доводить ситуацию до паники. Многие люди звонят нам сильно волнуются и переживают, но повода для серьезной паники нет. Мы призываем всех вакцинироваться и не слушать тех, кто говорит что этого делать не нужно."
О кремации и недобросовестных “похоронищках”
Также в России за последние полтора года наблюдается рост заказов на кремацию. Как отмечает Дмитрий Хазов процент кремации всегда был выше чем у традиционного погребения.
"- Я связываю такой рост с тем, что многие недобросовестные компании стараются отсечь реального заказчика от специализированных служб, которые есть в Екатеринбурге. Чтобы у людей не было возможности узнать настоящее ценообразование. Они ссылаются на пандемию, что никаких других вариантов кроме кремации быть не может. Изощряются как могут и к сожалению ситуация такая, что многие люди в это верят.
Там работают очень грамотные люди, которые технично вводят людей в заблуждение. Мы неоднократно через СМИ говорим - не верьте тем, кто к вам пришёл. Перепроверьте информацию, есть интернет, спросите знакомых, у которых можно позвонить и узнать.
У нас много информации, когда например человеку, живущему на Уралмаше предлагают “прихорониться” в маленьком областном центре, например Арамили. Это делается специально. Выбирается не огороженное кладбище, где можно придти и закопать, без всяких документов. Таких случаев у нас очень много. Если граждане будут бдительны и не будут вестись на провокации, то они смогут сэкономить очень много денег.
Что касается цен на ритуальные услуги, то рост наблюдается именно у недобросовестных компаний, которые занимаются покупкой информации о местонахождении трупа и родственников умершего. Цены на эту информацию действительно растут, потому что с этими людьми борются. А где борьба там всегда риск потерять работу или попасть под уголовное расследование. Соответственно, из-за таких рисков цена повышается.
Бывают ситуации, когда к человеку приходят и оглашают сумму на похороны в 30 тысяч рублей, забирают паспорт покойного, а когда клиент приходит к ним в офис ему оглашается сумма в 2-3 раза выше. Мотивируют это как угодно."
Тем не менее, Дмитрий Хазов подчеркивает, что в Екатеринбурге и в целом по Свердловской области много коммерческих организаций, которые честно, прозрачно и добросовестно предоставляют ритуальные услуги. Ценообразование у них абсолютно понятное и разумное и ими можно гордиться. Зачастую они работают себе в убыток, но выполняют взятые на себя обязательства.