В Свердловской области в 2021 году впервые начала формироваться система наставничества – адресной, индивидуальной и долговременной помощи детям, попавшим в сложную ситуацию.
Одно из направлений этой работы – проект «Путёвка в жизнь», организованный отделом социального служения Екатеринбургской епархии и ставший победителем в первом конкурсе Фонда президентских грантов 2021 года.
Новая технология
– Ольга Александровна, насколько программа наставничества новая для нашего региона?
– Для нашей практики социальной работы такая социальная технология, как наставничество, действительно новая. Хотя сама идея не нова. Скажем, общественное воздействие наставников, особенно в рамках производственной деятельности, широко применялось в советское время. А вот в последние лет пять наставничество становится всё более актуальным в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей.
Насколько мне известно, в Свердловской области четыре общественные организации в 2021 году практически одномоментно стали развивать тему наставничества. Одним из побудителей, думаю, послужила ситуация с пандемией, когда многим понадобилась экстренная помощь. Вспомните, как много было примеров поддержки волонтёрами пожилых людей, многодетных семей и семей с маленькими детьми.
Но вот помощь в отношении несовершеннолетних, если говорить о проекте наставничества «Путёвка в жизнь», организованного православной службой милосердия, для нас оказалась новой. У нас есть волонтёры в детских домах, попечительские советы, спонсоры, благотворители. Но так, чтобы всё это переросло в индивидуальное знакомство, общение «один на один» и постоянную поддержку взрослого, такого взаимодействия еще не было.
Хочу подчеркнуть, что в Свердловской области основная концепция работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, – это семейное устройство. Мы все понимаем, что семью ничем нельзя заменить, поэтому для нас наставничество – это некая новая форма работы с детьми, которая сможет стать «мостиком» к гостевой или приёмной семье.
В Ленинском и Октябрьском районах Екатеринбурга есть два учреждения, подведомственных Министерству социальной политики Свердловской области, с которыми уже сотрудничают общественные организации по наставничеству. Это православная служба милосердия в рамках проекта «Путёвка в жизнь» и НКО «Открытый город» как партнёры НКО «Солнечный город» в рамках проекта «Наставничество», финансируемые Фондом президентских грантов. Такая форма взаимодействия наставников с воспитанниками учреждений уже приносит результаты. Так, уже есть волонтёры из числа наставников, которые оформляют разрешение на временную передачу детей, а это первый шаг к семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.
– Какие дети попадают в программу наставничества?
– В первую очередь это дети старше 10 лет, которые по тем или иным причинам уже не попадают в приёмную семью. При этом обстоятельства могут быть самые разные. Например, у детей есть дальние родственники, которые против усыновления, или это несколько братьев или сестер, которых нельзя отдавать в разные семьи.
В перспективе мы планируем присоединить к новой программе детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сегодня это востребовано даже в большей степени. Это может быть одинокая многодетная мама или, например, семья, где родители – инвалиды или где ребёнок воспитывается с бабушками-дедушками.
Отмечу, что не каждая семья и не каждый подросток готовы общаться с наставниками. Есть ведь и личностные симпатии и антипатии. Сегодня это точечная работа, и мы все внимательно наблюдаем, как общение с наставником влияет на ребёнка, стал ли он лучше учиться, строить взаимоотношения, появились ли у него какие-то жизненные приоритеты. Важно, что эта работа идёт не только под патронатом органов социальной защиты, но и постоянно сопровождается индивидуальными консультациями с психологами общественных организаций. Так, один из важных опытов проекта «Путёвка в жизнь» – это психологическое сопровождение наставников и возможность их системного обучения.
– Кто сегодня стремится стать наставником, есть ли особые требования к этим людям, как попасть в программы наставничества?
– Будущие наставники должны понимать, что это не волонтёрство или спонсорство, а системная поддержка и выстраивание долговременных, доверительных дружеских отношений со своими подопечными. Самое главное требование к взрослым – отсутствие судимости и зависимостей,а также мотивация, заключение о которой даёт психолог. Возраст значения не имеет, хотя в идеале это человек средних лет, имеющий работу, образование и, желательно, семью. Чтобы попасть в программу, нужно обратиться в общественные организации, которые сегодня её развивают, пройти собеседование и обучение. Уверена, что у системы наставничества хорошее будущее.
«Помощь детям делает нас добрее»
– Ольга Петровна, как развивается проект «Путёвка в жизнь»?
– Проект стартовал в феврале этого года. Перед нами стояла задача найти волонтёров и провести для них специальные обучающие курсы, направленные на понимание психологии детей, попавших в сложные жизненные ситуации. На первом этапе нашим проектом заинтересовалось человек 30, это были разные люди: у кого-то ещё нет своей семьи, детей, у кого-то дети уже выросли и хочется кому-то помогать, но нет возможности принять ребёнка в семью, а вот пообщаться, чему-то научить – это можно. Были и те, кто уже побывал в качестве волонтёров на мероприятиях в детских домах и теперь хотел бы оказать детям более существенную помощь.
Любой, кто заинтересовался проектом, а в первую очередь это должен быть взрослый, самостоятельный и ответственный человек, может прийти на собеседование. Узнать, какие у нас условия, какая помощь необходима.
– Помогая другим, каждый из нас реализует собственные внутренние потребности быть нужным, получить одобрение. Не получится ли, что кто-то перенесёт на детей свои нерешенные внутренние проблемы?
– Конечно, люди приходят с разной мотивацией, поэтому с каждым из них мы проводим индивидуальное собеседование, выясняем, как человек видит свою роль в проекте, почему решил помогать. А затем на занятиях в школе наставников позволяем всем самостоятельно оценить свои силы и возможности. Кто-то ждет от ребёнка благодарности, кто-то рассчитывает, что новый человек наполнит жизнь новым смыслом, кто-то пытается выйти из собственной трудной ситуации. Такие ожидания могут не оправдаться, тогда и волонтёр будет разочарован, и подросток может оказаться в ситуации, когда очередной взрослый от него отказался. А это самая главная опасность, и мы стремимся этого избежать, поэтому у нас долгий период подготовки: занятия, индивидуальные консультации, собеседования. Важно, чтобы взрослый человек был ресурсным и привносил свою энергию, время, увлечения, чтобы всем этим делиться с подростком, а не ждал, что подросток поможет ему решить свои проблемы, заполнить какие-то пустоты.
– Опыт подготовительной школы наставников применяется впервые?
– Занятия в подготовительных школах проводят все общественные организации, которые работают с детьми-сиротами. Очень важно понимать особенности таких детей, их ожидания. Нередко взрослые, которые работают с подростками, попадают в ситуацию, когда подопечные хотят от них чего-то материального. Для детей из детских домов и неблагополучных семей любая материальная вещь – это то, что можно осязать. Взрослый ушёл, а вещь осталась. И у большинства из них нет качественного опыта, чтобы ценить человеческие отношения: заботу, дружбу, доверие. Мы готовим наставников к тому, что дети не сразу будут отвечать взаимностью. Доверие нужно ещё заслужить.
– Первый выпуск школы наставников уже состоялся, не так ли?
– Да, школу наставников окончили 10 человек. У нас уже прошли мероприятия в двух детских домах Екатеринбурга, куда мы пришли как волонтёры, чтобы познакомиться с детьми поближе. В одном учреждении мы сформировали две пары наставников, а в другом решили, что одной встречи недостаточно, поэтому запланировали совместный кулинарный мастер-класс, чтобы получше познакомиться. Здесь всё индивидуально и строится в первую очередь на принципах личных симпатий.
Во второй половине сентября у нас откроется школа наставников для «второго потока». Мы снова проведём занятия, а затем волонтёры отправятся в детские дома. Выпускники же «первого потока», надеемся, к тому времени уже будут активно общаться с детьми. Разумеется, мы, психологи, будем постоянно их сопровождать. Вопросы могут возникать разные и сиюминутные. Например, что делать, если ребёнок говорит, «я не пойду на ужин, пошли лучше в Макдоналдс» или «дай мне денег на сигареты». Как поддерживать контакт с ребёнком и в то же время не идти у него на поводу? Дети часто просят о материальных благах, потому что зачастую не понимают, чем ещё может быть полезен взрослый. Между тем в подростковом возрасте трудности есть у всех, даже у детей из благополучных семей. Как не наделать лишних ошибок, понять себя и других, примириться с родителями – в этих вопросах как раз и может помочь разобраться наставник.
– Есть ли мировой опыт работы в сфере наставничества?
– Да, такой опыт есть в Европе. Он показывает, что дети, которые общаются с наставниками, начинают лучше учиться, у них снижается уровень агрессии, повышается мотивированность, появляются новые хобби. Заинтересованное, ответственное участие взрослого человека в судьбе ребёнка – это очень большая помощь. Я надеюсь, что наши наставники будут такими людьми, которые постараются помочь ребёнку раскрыть его способности, показать новые возможности, чему-то научить. И самому ребёнку важно, что он небезразличен взрослому, опытному, самостоятельному, состоявшемуся человеку. Это укрепляет в жизни.
– Насколько для самих наставников всё это психологически безопасно? Сейчас вообще модно ограждать себя от любых переживаний, токсичных обстоятельств и людей…
– Для взрослого здесь есть определённая техника безопасности, и мы изучаем её на занятиях. Здесь важно понимать свои границы, уметь их выстраивать, знать, чем мы готовы делиться, а чем – нет. Кто-то, например, готов взять ребёнка к себе на дачу и пригласить в свою семью, а для кого-то это невозможно. Наставник имеет полное право не приводить ребёнка к себе домой. Также важно установить границы времени. Договориться, как мы будем общаться, в какое время можно звонить или переписываться в мессенджерах, допустимо ли общаться в соцсетях и т. д. Нужно обсудить всё это с подростком заранее, тогда мы имеем право настойчиво и вежливо возвращать наши отношения в те границы, которые мы установили.
Подростки любят нарушать границы. Скажем, попрошайничество часто начинается с малых сумм: «Хочу поехать к бабушке, но у меня нет денег». Стоит уточнить, как и на что ребёнок раньше туда ездил? Нам важно понимать, что дело не в ста рублях, а в том, куда они будут потрачены. Мы же не хотим спонсировать покупку сигарет и алкоголя? Можно сказать, что я не готов просто так давать тебе деньги, но могу сводить в кафе, оплатить занятия, принести какую-нибудь «вкусняшку». Главная цель общения наставника и подопечного – это не праздник и развлечения, а выстраивание доверительных, дружеских, значимых отношений, которых у ребёнка никогда не было.
Есть и формальные рамки. Важно, чтобы наставник встречался с ребёнком не реже двух раз в месяц, в идеале – каждую неделю, особенно в период установления отношений. Конечно, не в ущерб школьным занятиям ребёнка и не в ущерб работе и личной жизни взрослого человека.
– Что самим волонтёрам-наставникам может дать участие в таком проекте?
– По большому счёту все это делает нас добрее и мудрее. Иногда, наблюдая, с какими жизненными трудностями сталкиваются дети и подростки, мы понимаем, что наши собственные проблемы, которые раньше казались сложными, совсем таковыми не являются. Мы начинаем ещё больше ценить своих близких и друзей. Когда мы помогаем другим, мы становимся радостнее, потому что начинаем понимать, как важно отдавать что-то людям и этому миру.
– Многие, кто активно помогает людям, через какое-то время начинают выгорать, потому что не чувствуют отдачи, а потом и вовсе испытывают отторжение по отношению к благотворительности. Что бы вы посоветовали, чтобы не прийти таким результатам?
– Важно в первую очередь помнить о себе и, делясь своими ресурсами, уметь их самостоятельно пополнять. А благодарность – это про наши ожидания. В какой форме мы её ждем? Детям, любым, вообще свойственно принимать всё, что даёт им мир, как должное. И это естественно. Когда речь идёт о детях, это игра в одни ворота и вложения в одну сторону. Что же касается ожидания благодарности от подростков из детских домов, то, думаю, если мы будем замечать успехи ребёнка, нам этого будет вполне достаточно. Быть благодарным – этому ведь ещё надо научить! А также научить замечать и радоваться тому, что уже есть. И научиться этому самим.