У многих врачей желание оказывать людям помощь, сохраняя их жизнь и здоровье, появляется с детства. Так получилось и с доктором Свердловского областного онкодиспансера Марией Килуновой. Уже несколько лет она работает в отделении опухолевой патологии головы и шеи врачом-онкологом.
Однажды красочные детские книги про медицину принесли домой родители будущего медика. Мария еще не умела читать, но была искренне поражена яркими картинками: как устроен человек, как работает сердце и лёгкие – с тех пор из рук эту литературу девочка не выпускала, а домашняя библиотека стала пополняться новыми медицинскими энциклопедиями.
Во втором классе Марии задали пересказ на свободную тему – в итоге одноклассники прослушали лекцию «Как устроен гипофиз», а ведь ей тогда было всего восемь лет! Медициной девочка увлекалась всё больше и больше. К счастью, в первоуральской школе был профильный кружок: медицинский работник знакомил ребят с историей Красного Креста, основами оказания первой медицинской помощи, профилактикой инфекционных заболеваний. Каждый учебный год завершался общегородским конкурсом санитарных постов, на котором школьники демонстрировали свою теоретическую подготовку и практические навыки.
В старших классах будущему доктору стало очевидно, что информации недостаточно: окончив школу с серебряной медалью, Мария поступила в Уральскую государственную медакадемию (сейчас – университет) на лечебно-профилактический факультет, который в итоге закончила с красным дипломом.
С третьего курса и на протяжение пяти лет Мария была старостой Студенческого научного общества кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Выполняла работу лаборанта и ассистента, принимала участие в Московской (Всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии. Вместе с командой занимала призовые места, а диплом лично вручал доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук Михаил Перельман. С теплотой и благодарностью отзывается о том времени, поскольку именно научная и практическая деятельность кафедры заняла одно из ключевых мест в становлении Марии, как личности, и как врача.
Одним из направлений студенческой научной работы стала одномоментная реконструкция дефектов после удаления опухолей головы и шеи, которую будущий медик выполняла на базе областного онкодиспансера под контролем заведующего отделением Марата Хусаинова. Здесь Мария увидела, насколько важно не просто вылечить человека, но и сделать так, чтобы после операции он как можно быстрее вернулся к привычной жизни. Этого принципа придерживается и в своей работе, радуясь тому, какие возможности открывает технический прогресс для лечения рака.
«Сегодня рутиной стали методики, которые еще 10 лет назад казались нам далёкой реальностью. Например, недавно врачи нашего отделения освоили бесконтактное удаление новообразований с помощью лазерных технологий. Такие хирургические вмешательства, при своей малотравматичности, становятся всё более эффективны: представьте, пациенту удаляют опухоль языка, а уже через пару дней он свободно разговаривает практически без нарушения артикуляции», − рассказывает Мария Килунова.
Доктор мечтает о том, чтобы как можно больше пациентов с диагнозом «рак» могли получать именно малотравматичную медицинскую помощь. Для этого необходимо своевременно обнаружить новообразование, поэтому призывает свердловчан регулярно проходить профилактические осмотры. Медик стремится повысить онконастороженность и среди коллег первичного звена, ведь пациенты первым делом приходят именно к ним: проводит лекции, направленные на раннюю диагностику опухолевых патологий. Является наставником для ординаторов и врачей, которые только пришли на работу в СООД, продолжает заниматься научной деятельностью.
В прошлом году Ассоциация онкологов России отметила Марию Килунову Дипломом за вклад в развитие онкологической службы. Молодой доктор благодарна коллегам за признание, но отмечает, что ни одна награда не сравнится по ощущениям с радостью, которую видишь в глазах пациентов, когда сообщаешь о ремиссии. Ключевыми составляющими успешного лечения считает доверительные отношения между врачом и пациентом, умение слушать своего подопечного и применять индивидуальный подход.
Татьяна Раздайгора