Компания «Орентекс» из Екатеринбурга весной 2025 года выиграла конкурс по поднятию со дна затонувшего гражданского судна в Мариупольском порту. Поначалу работы шли по плану, но вскоре ситуация изменилась. Предприятие столкнулось с «перегибами» в действиях местных чиновников и надзорных ведомств, которые на сегодняшний день вызывают целый ряд вопросов. Подробности — в материале «АиФ-Урал».
Работают по всей России
Российские предприниматели не должны чувствовать чрезмерного прессинга со стороны государства, особенно в условиях западных санкций. Так заявил Владимир Путин в середине февраля 2023 года на совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов РФ. «Там, где уголовный контроль со стороны государства или определённое давление со стороны государства является избыточным, его надо устранять», — подчеркнул руководитель страны. Насколько конструктивно воплощается в жизнь поручение президента России — судите сами.
Жителям Екатеринбурга ООО РСУ «Орентекс» известно, в первую очередь, по исследованиям плотины Городского пруда, связанным с возвращением легендарной Краснознамённой группы. Хотя на самом деле это самое крупное в УрФО предприятие, которое занимается широким перечнем подводно-технических работ по всей России — от Калининграда до Северо-Курильска. Это подводные сварка и резка, монтаж и демонтаж конструкций, очистка объектов от ила. В Свердловской области специалисты компании обслуживают БАЭС и Верхнетагильскую ГРЭС, оценивают качество работы и безопасность подводных объектов электростанций. Также производят обследования и ремонтные работы для «Водоканала» Екатеринбурга.
«Недавно в Калининграде демонтировали трубу на декомпрессионных глубинах, в Кыргызстане проводим мобилизацию оборудования, работаем на ГЭС Мирнинского района Якутии. География у нас широкая, — говорит директор „Орентекса“ Денис Целищев. — За полтора года в разных регионах страны подняли на поверхность 14 затонувших судов, например, во Владивостоке занимались разработкой проектной документации по удалению затонувшего имущества (это юридический термин — Прим.), поднимали суда в Южно-Сахалинске и Северо-Курильске. Но с такой ситуацией, как в Мариуполе, мы столкнулись первый раз».
С учётом богатого профессионального опыта, «Орентекс» предложил свои услуги для восстановления Донбасса и в 2025 году заявился на конкурс по поднятию судна «Меотида», затонувшего в 2022 году.
«Меотида» — гражданское техническое судно (так называемый земснаряд), принадлежащее Мариупольскому филиалу ФГУП «НИКИМП» Росморречфлота. Конкурс был объявлен в мае 2025 года. Конкурентом уральцев была фирма из Ростовской области. «Орентекс» победил, но по условиям тендера срок всех работ (от обследования до подъёма судна) был обозначен всего в 60 календарных дней. Эксперты отмечают: в Кодексе торгового мореплавания РФ указано, что только разработка проектной документации может длиться до двух месяцев, а непосредственно удаление затонувшего имущества может занять срок до года.
«График работ по судоподъёму должен указывать разработчик проектной документации — на основании ранее полученных данных обследования затонувшего судна, на подъём которого требуется время, — подчеркнул Денис Целищев. — Что касается собственника объекта, то он без предварительного обследования и определения способа подъёма объекта неспособен обосновать адекватность настолько сжатых сроков работ».
По его словам, существуют регламентные сроки согласования проекта с Росприроднадзором, с капитаном порта, есть и другие согласования. Если все эти периоды сложить, то на обследование, подготовку документации и поднятие судна у компании оставалось всего 15 календарных дней...
Диалога не получилось
Компания понимала, что уложиться в обозначенные конкурсом сроки почти невозможно. Уральцы взялись за эту сложную работу, исходя из предыдущего положительного опыта в других регионах. Потому что надеялись: уже на этапе обследования «Меотиды», а затем — при разработке проектной документации, заказчик поймёт: согласно действующим в России нормативным актам, для подъёма судна необходимо заключить дополнительное соглашение. Увы, но эти надежды оказались напрасными. Конструктивный диалог с «НИКИМП» и надзорными ведомствами так и не состоялся.
Для понимания: затонувшее судно, как рассказал руководитель «Орентекса», лежало на грунте, а пробоина, из-за которого оно затонуло, была в правом борту возле днища. А надо знать: особенность Азовского моря (а тем более в порту) — это крайне ограниченная видимость. Причина — известняковые грунты (на уровне 4-5 метров видимость почти отсутствует).
При отсутствии видимости и обильном обрастании корпуса судна ракушками («Меотида» была затоплена три года назад) под водой сложно разглядеть и зафиксировать мелкие дефекты. В связи с этим специалисты (после водолазного обследования, проверки на наличие взрывоопасных предметов и других работ) выбрали метод пробной продувки отсеков судна, предусмотренный справочником по судоподъёму.
«Как проходит продувка? — рассказывает Денис Целищев. — Мы почти к каждому отсеку приварили по штуцеру, не трогая отсеки, где могут быть скопления нефтепродуктов. Потом просверлили отверстия и подали воздух. Он выходил из мест с плохой герметизацией. Водолаз герметизировал эти места и продувка продолжалась. И так — пока воздух не переставал всплывать. Чтобы понять, поднимется судно или нет, нужна продувка. Если опираться лишь на теорию, при практическом подъёме судна мы можем столкнуться с невозможностью герметизировать отсек, работы будут сорваны».
Всё шло по плану, но внезапно 9 июня на акватории порта начали появляться нефтяные пятна, рассказывает руководитель компании. При этом само судно оторвалось от грунта и всплыло на поверхность. По словам Дениса Целищева, достоверно неизвестно, шли эти пятна от судна, всплыли из грунта или источником их был один из причалов порта. Например, местные жители говорят, что нефтяные разводы появлялись там и раньше.
Специалисты «Орентекса» оперативно отделили зону загрязнения от остальной акватории двойным рядом боновых ограждений, закупили оборудование и сорбент, заключили договор на вывоз и утилизацию льяльных вод и приступили к удалению последствий разлива нефтепродуктов. При этом реакция со стороны собственника судна и надзорных органов удивила свердловчан: они не увидели ни внимания, ни поддержки в сложившейся ситуации.
«Когда мы убрали всю акваторию, начали звонить капитану порта, в прокуратуру, заказчику, ФГУП „НИКИМП“, — рассказывает Денис Целищев. — Говорили: приходите, посмотрите, у нас все убрано. Писали письма с просьбой принять акваторию и причал на чистоту. Но никто не явился и акты подписывать не стал. У нас есть письма, подтверждения, что мы их отправляли».
Палки в колёса
Более того, прокуратура вынесла представление, из-за которого все работы по подъёму судна пришлось приостановить. А затем компания получила административный штраф в 300 тысяч рублей, причём уведомление о рассмотрении дела предприятию прислали в Екатеринбург обычной почтой (адрес электронной почты «Орентекса» у сотрудников надзорного ведомства был), что фактически лишило «Орентекс» возможности направить на суд своего представителя.
Ну а дальше — самое интересное: в октябре 2025 года транспортный прокурор выдвинул иск на 2,5 млн рублей. По факту разлива нефтяных продуктов было возбуждено уголовное дело о загрязнении морской среды. Вообще-то программу обследования «Меотиды» согласовал директор Мариупольского филиала ФГУП «НИКИМП» Григорий Соболевский. Возникает вопрос: если она была согласована с заказчиком, то почему иск не предъявлен господину Соболевскому?
Другой момент: государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Иван Марковский, чей расчёт размера ущерба акватории стал ключевым в судебном процессе, пишет, что по состоянию на 30.06.2025 «время непринятия мер по ликвидации загрязнения составляет более 500 часов». Между тем Денис Целищев утверждает, что при уборке разлившихся нефтепродуктов сотрудниками компании чиновник присутствовал лично. Также компания нотариально заверила переписку с надзорными органами, которая включает фото и видеофиксацию проводившейся очистки.
И ещё: «Орентекс» считает, что факт разлива ГСМ именно из-за действий по обследованию судна не подтверждён инспектором, проводившим оценку. Это доказывает и независимая экспертиза, результаты которой будут предъявлены суду. Источник загрязнения достоверно так и не установлен.
«По идее, мы вообще не должны были ничего убирать. У заказчика должен быть план ликвидации аварийных разливов нефти. Этим вопросом, так как у нас есть согласованная программа, должен был заниматься заказчик. Но мы это делали за свой счёт, с использованием своего оборудования, а потом нам ещё и вменяют, что мы до 30 июня ничего не убирали, — говорит Денис Целищев. — Вместо благодарности и помощи мы получали лишь палки в колёса. С чем это связано? Думаю, с тем, что разливы у них там были неоднократно. И все знают, что с этого судна, с „Меотиды“, текла нефть. Но, опять же, никто привлечён к ответственности ни разу не был. А теперь, видимо, решили сделать крайней нашу компанию».
К слову, первое заседание в Приморском районном суде Мариуполя прошло 2 декабря 2025 года. На нём служители Фемиды приняли к рассмотрению ходатайство «Орентекса» о переносе слушаний в Екатеринбург. Согласно статье 28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации...
Первое заседание в Приморском районном суде Мариуполя прошло 2 декабря. На нём было принято к рассмотрению ходатайство «Орентекса» о переносе слушаний в Екатеринбург. Ответчик удивлён, что иск рассматривается в Мариуполе, а не в Екатеринбурге — по месту регистрации компании. Позиция свердловчан такова: договор предусматривает, что судебные споры с Мариупольским филиалом ФГУП «НИКИМП» проходят по месту исполнения работ, но иск подал не заказчик, а транспортный прокурор, значит, договорная подсудность применяться не должна.
Вы спросите, а где же сегодня находится «Меотида»? Увы, но благодаря «бурной деятельности» местных чиновников и надзорных ведомств судно так и продолжает лежать на дне Азовского моря.
Какие цели преследовал заказчик, изначально заключая контракт, мы утверждать не берёмся, однако известно, что на новый договор уже заявилась другая компания. Не сказать, что у неё есть опыт работ по подъему судов, каким обладает «Орентекс». Но зато она, вероятно, сможет воспользоваться результатами уже проведённых (но не оплаченных заказчиком) свердловской компанией исследований и расчётов. Удобно, не правда ли?
«АиФ-Урал» направил запросы в суды, в Росприроднадзор, прокуратуру и ФГУП «НИКИМП». Мы будем следить за развитием событий.