Дело не в приметах
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Анна Валентиновна, в этом году первого Деда Мороза я встретила на улице в середине ноября. И вообще, многие заметили, что необычно рано начало проявляться предвкушение праздника. Как вы думаете, почему?
Анна Кирьянова: – Скорее всего, это было послание именно вам. Дело в том, что символ имеет глубоко личное значение, и этот символ был именно ваш, потому что я, например, ничего подобного не видела. Наоборот, там, где я сейчас живу, в Башкирии, даже ёлку поставили и нарядили позже обычного. Но! Сегодня, в период мегаперемен, как раз нужно обращать пристальное внимание на личные ощущения, на личные символы. Скажем, в вашем контексте они говорят о том, что надо жить, торопиться радоваться, возможно, ускорить какие-то события, завершить как можно быстрее какие-то важные дела, потому что оглянуться не успеем, как придёт Новый год.
– Сегодня люди задаются вопросом: а не стыдно ли сейчас, когда в стране происходят такие события, радоваться?
– Напомню, что даже в блокадном Ленинграде для детей устраивались праздники, в том числе ёлки. Несмотря на то, что люди там находились в состоянии выживания, они находили возможность приберечь кусочек хлеба для Нового года. И главным желанием, которое загадывали люди, была Победа.
Праздник ведь не только и не столько для того, чтобы поесть-попить, в нём глубокий сакральный смысл. Кроме того, мы не можем лишить праздника детей, в том числе внутреннего ребёнка, который есть в каждом из нас. Просто в сегодняшнее время стоит наполнить праздник более глубоким смыслом, уйти от бездумных развлечений и не стремиться к роскоши, за которой часто скрывается презрение к пище. Сколько после новогодней ночи выбрасывается салатов, правда? Так вот, нельзя выбрасывать еду! В этом случае она становится пищей хтонических божеств (мифологические божества, олицетворяющие силу подземного мира. – Ред.). На это стоит обратить особое внимание. Вспомните, на какие страдания в подземном мире обрекла себя Инге в сказке Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».
Словом, не стоит отказывать себе в праздновании Нового года, но при этом не надо проявлять горделивую роскошь, не надо готовить на праздничный стол столько, чтобы потом выбрасывать еду, не надо соревноваться, кто круче отметит Новый год, – за этим теряется суть праздника. Кроме того, это предвещает экономически плохие времена. И дело не в каких-то суевериях и приметах. Пренебрежение к еде всегда было грехом.
Я сейчас говорю не о лицемерной скромности, а о сознательной простоте и сосредоточенности на настоящем моменте, то есть о том, чтобы праздник прошёл в атмосфере доброжелательности и достойной простоте. Без безудержности и чрезмерности. Не надо забывать о тех, кому сегодня тяжело. Ведь, когда, например, у наших соседей за стенкой случается беда, мы стараемся вести себя тише просто потому, что мы люди, вот и сейчас стоит сбавить обороты, вести себя потише. И отказаться от фейерверков, потому что символы изменились.
Запечатлеть желания
– В чём та самая суть праздника?
– В благодарности прошлому и в надежде на будущее. Не уверенность, что Новый год придёт с мешком подарков, а надежда на улучшения, подкреплённая определённым планом действий с учётом того, что имеются внешние обстоятельства, которые могут нам навредить. Помните, у Лескова: «Кто ждёт себе ни за что ни про что радостей, тот дождётся за то всяких гадостей».
– В новогоднюю ночь мы загадываем желания во всевозможных обрядовых формах. Эта традиция передаётся из поколения в поколение, значит, она имеет под собой основание?
– Конечно, это же определëнное подкрепление. Когда мы ударяем кулаком по столу – это подкрепление требования, когда делаем реверанс или книксен – это подкрепление уважения, почтения. Махать на прощание рукой – тоже символический жест. Мы всё время действием подкрепляем слова и мысли. И написание желания – это его запечатление. Не говоря уже о том, что развитая письменная речь улучшает способности человека в финансовом плане. Поэтому пишем своим желания и желаем другим людям счастья, здоровья, благополучия, тем самым пропуская эти поЖЕЛАНИЯ через свой речевой аппарат, через свой мозг, запечатлевая их.
– И дарим нашим близким рукотворные чудеса?
– Знаете, слово «чудеса» изрядно испачкали всякие «волшебники», поэтому давайте будем говорить о творении блага. Чем больше блага мы сотворим, тем больше его нам достанется. Разве мы не испытываем прилив радости, когда видим счастье ребёнка, который нашёл под ёлочкой желанную игрушку? Разве наше внутреннее состояние не улучшается, когда мы, например, помогли чем-то приюту для животных? Когда делаешь благо, самому становится лучше – это доказано!
Правило 12-ти
– Почему в таком случае после праздника у многих появляется апатия, ощущение разочарованности?
– Такое состояние порождают чрезмерные ожидания. Более того, в так называемые «жирные» годы такое состояние доходило до клинических проявлений. Помните же, как тогда отмечали Новый год? Брали кредиты и летели в экзотические страны его отмечать, делали баснословные подарки – будто помешались на празднике, а потом наступало состояние депрессии. Но мы получили урок. Сейчас мы будем скромнее, проще, и нас минует это отвратительное состояние, особенно если мы будем совершать, пусть маленькое, но благо. А уж если последуем правилу 12-ти… Был такой немного смешной народный обычай: после наступления Нового года есть пироги в 12-ти разных местах. В чём тут суть? Каждый человек не только ходил к соседям пироги есть, он и подарки нёс. Этот душевный обмен, тёплые посиделки наполняли людей энергией на целый год. Поэтому, я считаю, если как минимум 12 дней делать что-то хорошее, доброе, если общаться с людьми (тем более что личные контакты сегодня, увы, сведены к минимуму) – это будет лучшей профилактикой депрессии.