Антикризисное управление. Как поддержать команду в сложное время

Татьяна Кайнова / АиФ

В стрессовой ситуации каждый из нас нуждается в понимании и поддержке. Как руководителю оценить ситуацию, удержать сотрудников и бизнес в работоспособном состоянии?

   
   

Эти вопросы обсуждали 9 июня в дискуссионном клубе «Делового квартала» представители кадровых агентств и эксперты по подбору персонала.

Непростые времена

По данным опроса, проведённого сервисом по подбору персонала HeadHunter Урал, 54% сотрудников компаний в последнее время стали чувствовать эмоциональное выгорание, физическую усталость, отсутствие энергии и тревожность.

Как отметила руководитель пресс-службы HeadHunter Урал Анна Осипова, сотрудники в нестабильные времена особенно нуждаются защите и поддержке. Они ожидают от своего работодателя, помимо денежного вознаграждения, ощущения стабильности и уверенности.

По статистике Роспотребнадзора, диагностированы 4 млн случаев биполярных расстройств и депрессий, с начала пандемии большинство россиян ощущают потерю стабильности. Многие живут в состоянии стресса, и синдром эмоционального выгорания уже признан официальным диагнозом.

«Только здоровые люди способны испытывать счастье. Поэтому необходимо освободиться от психологических проблем и обрести душевный покой», – рассказала управляющий партнер HR-Лидер, председатель Комитета по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Уральской ТПП Ольга Чебыкина.

   
   

Экономически нестабильное время особенно сильно ощущают компании малого и среднего бизнеса. Поэтому сотрудники небольших организаций особенно сильно нуждаются в понимании и поддержке.

По результатам опроса, проведённого ИТ-компании «НАГ», в небольших рабочих коллективах очень важно установить благоприятный психологический климат.  Для управления «благополучием сотрудников» нужна работа в системе по основным направлениям – это  социальная помощь (участие в совместных проектах – благотворительные и экологические проекты), финансовые поощрения (оплата фитнеса, наличие ДМС), информативная поддержка (помощь в получении налогового вычета, консультации психолога).

HR-директор IT-разработчика «Контур» Александра Батина рассказала о мерах поддержки сотрудников в их компании: «Мы проводим эфиры с руководителем, во время которых у каждого сотрудника есть возможность задать вопрос на важные для него темы. Также мы приглашали антикризисного психолога, который дал практические советы по управлению стрессом. Наши сотрудники с удовольствием участвуют в праздничных и спортивных мероприятиях».

По словам Александры Батиной, в результате такого управления в компании практически нет «текучки» кадров. С февраля этого года из страны уехали меньше 1% сотрудников компании и многие из них уже вернулись обратно или готовятся это сделать.

«Для соискателей работы важна нематериальная мотивация, но в первую очередь, всё-таки, их интересует размер заработной платы, возможность еженедельных гибких выплат. Поэтому в описании вакансии мы советуем работодателю чётко прописывать размер будущей заработной платы», поддерживает собеседников Елизавета Чурина, региональный представитель «Авито Работа» на Урале.

Чтобы сохранить и ценного сотрудника, и коллектив, также необходимо признание заслуг и причастности каждого к общему делу.

Фото: АиФ/ Татьяна Кайнова

Важные детали

«Мы все хотим быть любимыми, нам нужно «социальное поглаживание». Но на работе мы заключаем трудовой контракт, по которому работодатель обменивает наши компетенции на деньги. Если в этом союзе происходит перекос в сторону денежных отношений, то возникает конфликт», – добавляет Ольга Чебыкина.

Иногда на фоне всеобщего психологического стресса могут возникать недопонимание и конфликты внутри коллектива. Как не допустить столкновения и какие способы психологической разгрузки можно использовать, рассказывает эксперт: «Хорошо, когда у компании есть миссия. Тогда каждый работник знает, каким образом он участвует в улучшении своей социальной среды. Конфликты рождаются там, где неясна позиция руководителя и приходится «домысливать» ситуацию». 

Директор по персоналу ИТ-компании «НАГ» Наталья Тимганова считает, что любой конфликт в коллективе необходимо «выводить в конструктив», то есть выяснять, где истоки проблемы. Эйчар-менеджер должен выступать медиатором и примирять стороны конфликта.

Александра Батина полагает, что главное – профилактика! Культура открытости  и прозрачности не позволит доводить до конфликта: «Важно, когда работодатель создаёт комфортные условия для своих сотрудников, устанавливая правила общения друг с другом. Надо научиться отделять «личное» от «профессионального», и не давать конфликтам выйти в рабочие коллективы».

80% кандидатов при выборе вакансии обращают внимание на историю и стратегию развития компании, официальное трудоустройство и «белую зарплату». «Многим важно знать: возможен ли в компании «горизонтальный» рост или переквалификация, проводится ли обучение? Для некоторых важен баланс работы и личной жизни», рассказывает Наталья Тимганова.

К ней присоединяется Елизавета Чурина: «Для 18-40-летних кандидатов важен размер заработной платы, возможность профессионального роста и самореализации, комфортный сервис на рабочем месте, а вот ЗОЖ или корпоративное питание отходит по значимости на второй план. Более старшие кандидаты обращают внимание на другие факторы: психологический комфорт и условия на рабочем месте».

Участники «круглого стола» пришли к единодушному мнению – для сохранения коллектива важно не только материальное поощрение, но и психологический комфорт в коллективе. Только в союзе этих составляющих участники справятся с любыми кризисами и смогут плодотворно работать.