Покупателям нового жилья, как правило, хочется приобрести не просто благоустроенную квартиру. Они хотят, чтобы в шаговой доступности от дома были детский сад и школа, поликлиника и торговый центр, спортивная площадка и остановки общественного транспорта.
Комплексное освоение территории (КОТ) – идеальный вариант для организации пространства в любом мегаполисе. И в Екатеринбурге примеры такой застройки есть, однако их можно пересчитать по пальцам.
Что такое КОТ? Как такие проекты воплощаются у нас и в других странах? Каковы их перспективы в столице Урала? Эти и другие вопросы стали темой очередного круглого стола в редакции «АиФ-Урал».
Наши эксперты
- Михаил Вяткин, заслуженный архитектор РФ;
- Дмитрий Сергин, депутат гордумы Екатеринбурга;
- Руслан Музафаров, коммерческий директор «Группы ЛСР» на Урале;
- Андрей Шушлебин, руководитель группы перспективного проектирования «Атомстройкомплекс»;
- Евгений Лоскутов, руководитель Института проектирования и экспертиз «ИнПроЭкс»; представитель Торгово-промышленной палаты Свердловской области;
- Виталий Калугин, экономист.
Появился выбор
Что строить раньше?
М. Вяткин: Полагаю, такую карту должны разрабатывать и согласовывать инвестор и администрация города, а федерация и регион не должны вмешиваться в данный процесс. Допустим, застройщик осваивает большой район, но начал он с одного дома. Он готов построить и школу, но лишь когда получит дивиденды со всего района. С другой стороны, построит он эту школу, но дом-то всё равно один, кто её будет посещать? Область сегодня нас призывает: стройте огромные школы, они экономичнее. Но кто на них даст деньги?
Р. Музафаров: Это как загадка: что было раньше - курица или яйцо? Строится дом, но квартиры в нём не купят, потому что рядом нет школы. Но для того чтобы в школу ходили дети, нужно много жилых домов. У нас подобное было с торговыми центрами в ЖК «Мичуринский». Был выделен большой участок земли под ТЦ, который выставили на продажу. Но коммерсанты говорят: если мы построим сейчас, кто у нас будет покупать? Нет, они дождались, когда мы построили первую очередь, потом половину второй, после чего одновременно три продуктовых торговых сети изъявили желание возвести там магазины. В конце этого года они откроются. На коммерсантов в этом плане никто не давит.
В. Калугин: Без садиков и школ жильё ущербно. Считаю, что государство должно «давить» на застройщиков, чтобы они строили необходимое количество социалки. Её отсутствие может «выстрелить» лет через двадцать, и тогда плохо будет всем – и покупателям квартир, и властям.
Е. Лоскутов: Полагаю, что вопрос комплексной застройки связан исключительно с деньгами. Построить дома, проложить сети, обеспечить благоустройство территории - всё это определённый объём работ. Но лично мне непонятно, почему в этом должно участвовать государство? Почему налогоплательщики должны платить за тех, кто будет жить в данном микрорайоне? Есть две константы: покупательная способность людей и себестоимость «квадрата». Между ними помещается прибыль застройщика. Хочет ли он влезать в данный проект – решает он.
Назад в социализм?
А. Шушлебин: Комплексное освоение территории родилось в соцстранах, где была сильная власть, где можно было централизованно разработать проект и следить за его реализацией. Для стран капитала такая технология была в новинку. Первыми её переняли скандинавские страны, потом Германия, Австрия. Жизнеспособность социалистической модели была доказана в условиях рынка. Но во всех случаях большое участие в проекте принимал госбюджет. Наверное, идея «попилить» между инвесторами инфраструктуру и социалку выглядит красиво, но по факту ни в одной успешной западной стране, где реализовали комплексную застройку, этого нет. Власть отвечает за разработку проекта, следит за его воплощением, выделяет деньги, причём объёмы бюджетных средств не сопоставимы с нашими.
Е. Лосутов: Дело не в социализме или капитализме. Как-то с представителями торговой палаты мы были в Южной Корее, и нам показали новый район на 2 млн жителей. Качество строительства изумительное, причём построено всё это великолепие на искусственных островах, где когда-то было море. А дома стоят пустые, как в фильме ужасов. Спрашиваем: почему, где люди? Отвечают: как где, ведь район ещё не достроен. Мы должны обеспечить его школами, магазинами, подвести сюда метро, только потом будем заселять. То есть дело не в государственном строе, а в качестве управленческих решений.
Р. Музафаров: В Южной Корее доход на душу населения значительно выше, чем в России, и, полагаю, там нет долёвки. В один прекрасный момент их проект заработает, они уверены в спросе и в конечной цене квартир. Но у нас люди в большинстве своём не настолько богаты, чтобы сразу платить за жильё его конечную стоимость, им интереснее соинвестировать.
Не деньги, а люди
Д. Сергин: Сегодня Екатеринбург возводит около 1 млн «квадратов» в год, и это требует определённого количества школ и детских садиков. В идеале планы по сдаче жилья должны быть увязаны с выделением средств бюджетов всех уровней. На деле же застройщики строят, получают прибыль, а государство за ними просто не поспевает. Кроме того, до сих пор не выстроены какие-то отношения на уровне города. Например, в выдаче разрешений на строительство никак не участвует департамент образования. Его просто ставят перед фактом, что на данную территорию заедет столько-то людей. В какое образовательное учреждение пойдут их дети – никого не интересует, хотя такие вопросы должны решаться на стадии выдачи земельного участка.
М. Вяткин: Возникает вопрос: а нужно ли нам сегодня строить 1 млн квадратных метров в год? Финансовые возможности у людей не безграничны. Потребность в жилье есть, но её надо просчитать. Предполагаю, что 50% домов мы возводим для мигрантов. Они приезжают, создают дефицит в детских садах и школах. Но зачем, с какой целью мы увеличиваем население города? Чтобы из миллионника превратиться в супермиллионник? Мы должны развивать производство, а если оно не растёт, гонка за «квадратами» бессмысленна.
Е. Лоскутов: Хотелось бы, чтобы у нас была рождаемость, как в Китае, по пять детей в семье. Но этого нет, а ситуация такова, что в экономике работают не деньги, а люди. И если у нас их не хватает, мы будем пользоваться услугами приезжих, мигрантов. Комплексное освоение территории уже само по себе способствует появлению новых рабочих мест: для тех, кто строит, кто будет обслуживать жителей новых домов, работать в кафе и ресторанах.
За лучшей жизнью
Р. Музафаров: Сегодня Екатеринбург - один из лидеров по комплексной застройке территории в стране. А «Группа ЛСР» - профи в комплексном освоении территории. Наш ЖК «Калиновский» на Эльмаше – первый завершенный проект КОТ в Екатеринбурге, мы реализовывали его с 2006 по 2018 года. За эти годы он превратился в полноценный, очень востребованный среди клиентов микрорайон города с развитой торговой и социальной инфраструктурой. Нам очень понравилось, что получилось, и мы начали работать и работаем по сей день над «Мичуринским» на Широкой речке и «Хрустальными ключами» в Компрессорном. Да, для застройщика такие проекты очень дорогостоящие: одни сети обходятся в десятки миллионов. Но то, что получается в итоге, определенно стоит этих вложений. Сегодня мы активно занимаемся двумя новыми большими проектами КОТ в микрорайонах ЖБИ и ВИЗ правобережный. И я полагаю, что это правильный путь. Ряд городов останавливаются в своём развитии, «усыхают», люди бегут оттуда в поисках лучшей жизни, в том числе к нам, в Екатеринбург. Но нужно понимать – где они будут работать, за счёт чего будет расти ВВП города? Ответы на эти вопросы есть: IT, логистика, промышленность, сфера услуг. Пока всё это работает, мы должны строить жильё. Недавно я встречался с иногородними клиентами, которые решили перебраться в столицу Урала. Продали квартиру у себя, купили у нас, сделка на стадии регистрации. Спрашиваю: вы работу-то нашли? Говорят: нет, мы просто всё бросили, погрузили в фуру вещи и переезжаем в Екатеринбург.
В. Калугин: Комплексная застройка - это однозначный плюс. Но такие проекты необходимо планировать и воплощать с участием властей и бюджета. Забота об инфраструктуре не должна ложиться исключительно на плечи застройщика. В этом отношении я идеалист и считаю, что задача государства - повышать благосостояние граждан, в том числе за счёт строительства детсадов и школ.
А. Шушлебин: Согласен. Для успешной комплексной застройки нужны три фактора: сильная власть (контроль), частичное, но полноценное бюджетное финансирование и выработка оптимальной модели. Последняя должна сбалансировать интересы городских властей, частных инвесторов и покупателей жилья.
М. Вяткин: Думаю, что альтернативы комплексному освоению территории нет, но без бюджетного финансирования не обойтись. Я ещё застал времена, когда застройщики отчисляли 33% от стоимости строительства в городскую казну (так называемый инфраструктурный сбор), а мэрия уже сама определяла – где что построить. Но данный «налог» отменили. Полагаю, что сегодня все вопросы КОТ должны решаться городом и застройщиком. Задача федерации и региона - насытить этот процесс деньгами. Но лично я бы ограничил в Екатеринбурге застройку новых районов. У нас есть направление главного удара – Юго-Запад, его и надо развивать. На все проекты денег в бюджете не хватит. Я за устойчивое развитие городов, а оно предполагает сохранение природного ресурса для потомков.