Субботним летним вечером вокруг Екатеринбургского цирка оживление – сюда стекаются зрители. Сегодня премьера нового шоу цирка «5 континентов» Гии Эрадзе. Молодая женщина ведет за руку карапуза лет пяти. «Мам, ну я же в кино хотел. В цирке мы уже были», – капризничает мальчик. Мама улыбается: «В кино мы в любой день можем сходить, а такое ты больше нигде не увидишь». Но лицо юного киномана остается слегка недоверчивым…до того момента, как на манеж выходят первые артисты. Потом – только блеск в глазах, приоткрытый рот и востороженное «смотри-смотри», адресованное то ли маме, то ли самому себе. Через два часа мальчик, его мама и еще две тысячи зрителей будут долго стоя аплодировать участникам шоу.
Новое и старое
Современного зрителя, искушенного компьютерной графикой в кино, компьютерных играх, даже в рекламных роликах, удивить довольно трудно. Но некоторым это удается. Для этого цирковые артисты годами отрабатывают свои номера, дополняя рискованные трюки проработанной постановкой, невероятными костюмами, неожиданным подходом.
Большинство людей хоть раз видели выступление воздушных гимнастов. А если при помощи света и костюмов с развивающимися лентами под куполом цирка оживут языки пламени? И будут летать над головами зрителей в воздушном танце. А в финале номера один из них прямо из-под купола цирка полетит в погоню за небольшим цветным платком. А если на сцене появится бассейн, из которого сетями будут ловить гимнасток в образе золотых рыбок?
И в свете прожекторов они вознесутся под купол в ореоле брызг? Или силовой номер – один мужчина стоит на одной руке на голове другого. И так он стоит на голове своего напарника. Даже у сотрудника екатеринбургского цирка, наверняка повидавшего на манеже немало чудес, вырывается восторженный возглас «Да он же килограммов 80 весит, как только шейные позвонки выдерживают?!».
Или джигитовка – акробатические трюки на скачущей лошади. Только вместо джигитов – джигитки в образе индейских скво.
Или клоуны. Со стороны может показаться, что это довольно простая работа – ходи в забавном костюме и делай смешные глупости. Но клоуны больше всех артистов взаимодействуют с залом. То есть среди тысяч зрителей на затемненных зрительских местах надо быстро найти того, кого можно вытянуть на манеж, или того кто не обидится, если его обрызгать водой.
«Клоун должен быть психологом, - рассказывает Александр Сарнацкий, заслуженный артист России. - Я когда по залу иду, у меня уже в голове три варианта действия заложено. Например, если вижу что тот, кого я хочу брать, один с маленьким ребенком, я сразу ситуацию переигрываю. Понимаю, что на манеж его не стоит тащить».
Обратная сторона манежа
Костюмы в шоу «5 континентов» - предмет особой гордости. За три часа перед зрителем промелькнут и ожившие шахматы и цыганские наряды, и персонажи известных сказок. «Это что-то удивительное, говорит зрительница Ольга, очень красивые костюмы, классная работа дизайнеров».
Эти костюмы во многом передают «5 континентам» эффект путешествия, когда создается впечатление, что за время представления он посетил сразу несколько шоу в разных уголках мира. Зрители такую насыщенность воспринимают с интересом, и даже детям, чье внимание трудно удержать длительное время, мастерство артистов и насыщенная палитра костюмов и образов не дает шанса заскучать.
Но то, что может со стороны показаться веселым развлечением – на деле результат многолетнего труда, сопряженного с серьезным риском. Заслуженная артистка России дрессировщица хищников Наталья Широкалова говорит, что работая с тиграми и леопардами с 15 лет, кроме массы положительных эмоций получила много шрамов. Огромные коты не раз испытывали свою дрессировщицу на прочность.
«Чувства страха перед ними у меня нет уже давно – я же их еще котятами брала. Но иногда они могут заставить испугаться, - вспоминает Наталья, - Тут важно себя быстро перебороть. У меня был момент – я как и сегодня, сидела на тигре. И как-то получилось, что тигра ударило статическим электричеством. Он подумал, что это сделала я, развернулся и ударил лапой. Я успела только оттолкнуться, а он когтем разорвал мне ладонь в секунду. И вот тут я почувствовала страх. Хищники чуют адреналин, тигр разворачивается, и я вижу, что у него стекленеют глаза. Мой коллега его всячески отвлекает, а я вышла с манежа. Досчитала до десяти, выдохнула, подождала пока перевяжут рану и вернулась. Тигр встретил меня стеклянным взглядом, но увидел что я спокойна и успокоился сам. Если бы я не смогла успокоится или ушла бы надолго – страх еще долго мешал бы нашей работе».
Полюбоваться красотой, смелостью и мастерством артистов одного из ведущих цирков России можно до 11 июля в Екатеринбургском цирке.