Кушать подано. Что показал карантин и что изменится в уральском общепите

Предприятия общепита в Свердловской области массово обходят особый режим, объявленный в регионе, подвергая уральцев опасности заразиться коронавирусной инфекцией. К такому выводу пришли специалисты областного Рос­потребнадзора.

   
   

Цифра недели
35% предприятий общепита на Урале нарушают режим.

Дело в том, что сегодня кафе, рестораны и столовые не имеют права обслуживать уральцев традиционным способом и могут работать лишь в двух форматах: это либо доставка еды на дом, либо через окно раздачи – без посещения клиентом помещений организации. Надзорное ведомство обследовало около 3,5 тысячи таких предприятий, и результат оказался неутешителен. В 35% случаев установлены нарушения особого режима, объявленного в регионе. Сумма штрафов составила 6,5 млн рублей.

Всегда быть в маске

«Основные нарушения – несоблюдение правил профилактики коронавирусной инфекции: отсутствие масок и перчаток, средств дезинфекции, а также входного контроля при приёме сотрудников на работу, – пояснила эксперт по рынку продуктов питания областного Рос­потребнадзора Олеся Андреева. – Кроме того, компании должны обращать внимание на инструктаж персонала, обработку транспортных средств, упаковочный материал. Персонал должен пройти медицинский осмотр, гигиеническое обучение, вакцинацию, у сотрудника должна быть медицинская книжка».


Но потребитель со своей стороны должен и сам проконтролировать, чтобы курьер, доставляющий ему еду, был в защитной маске, в перчатках, в чистой форменной одежде, имел с собой антисептик для рук. В идеале доставщик обязан оставить товар у двери, отойти на 1,5 метра и созвониться с клиентом, то есть по возможности вообще исключить какой-либо личный контакт.

Кстати
Основные потребители услуги доставки еды – молодёжь и люди среднего возраста (от 17 до 45 лет). У старшего поколения уральцев иная культура потребления. Стоимость заказа варьируется от 200 до 7 тысяч рублей.

Если судить по жалобам уральцев, достаточно часто представители общепита доставляют блюда холодными, а салаты, наоборот, тёплыми (то есть не соблюдается температурный режим). Нередко это происходит от того, что еда доставляется не в термосумке или специальном контейнере, а в обычном полиэтиленовом пакете.

   
   

Рассчитывать только на себя

Стоит отметить, что общепит – это та сфера, которая во время пандемии коронавируса пострадала больше всего.

«Ресторанный бизнес, система столовых, социального питания испытывают сегодня огромные проблемы, – рассказывает представитель сферы кейтеринга Андрей Гончаров. – Это одна из самых пострадавших отраслей, тут уже не до прибылей, главное – выжить. Один из способов – доставка обедов и ужинов. Все участники рынка, чтобы уцелеть, стали активизироваться в этом направлении. Но доставка может загрузить лишь часть персонала и обеспечить минимальный оборот, чтобы платить поставщикам и выдавать людям хотя бы часть зарплаты».

По словам Андрея Гончарова, государство взяло направление на поддержку малого и среднего бизнеса, но многие сетевые компании в него не попадают. Поэтому приходится рассчитывать только на себя.

Некоторые эксперты также полагают, что сегодня доставка еды порой выгоднее, чем её приготовление в домашних условиях. Пытаясь уцелеть, общепит идёт на большие уступки, до минимума снижая стоимость блюд и доставки. Значительные скидки делаются для врачей.

Престижная профессия

Неудивительно, что резко вырос интерес к профессии курьера. «Сейчас это очень престижная профессия, и в ближайшее время спрос на неё будет только расти, – считает Андрей Гончаров. – У них стабильная зарплата. Объёмы рынка могли бы вырасти и больше, но не надо забывать, что многие уральцы находятся на самоизоляции или в вынужденном отпуске и предпочитают готовить еду дома. У них появилось много свободного времени».

До 30% маржи от реализации блюд получают сегодня именно службы доставки (агрегаторы). Парадокс: тот, кто готовит еду и несёт основные издержки, зарабатывает меньше, чем тот, кто доставляет еду. Рестораторы видят в этом несправедливость, но таковы реалии. Предполагается, что пандемия заставит значительную часть уральского общепита перейти на новый формат работы либо уйти с рынка.

Вне сетей – вне бизнеса

В целом пандемия выявила целый ряд недочётов в деятельности всего малого и среднего бизнеса. В первую очередь это отсутствие опыта работы в онлайн-режиме.

«В более выигрышном положении оказались те, у кого уже был свой мощный и развитый сайт и соглашения со службами доставки, – отмечает замдиректора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев. – Остальным пришлось просто закрыться. Взять, к примеру, какой-нибудь обувной магазин со своим сайтом. Руководство просто объявило продавцам: с завтрашнего дня вы – курьеры, будете развозить заказы».