Легенды Кольцово. Как рабочий поселок стал частью большого Екатеринбурга

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Компактный аэропорт Кольцово сегодня считается одним из лучших в стране и даже конкурирует со многими воздушными гаванями мира. Как начиналась история его освоения, останавливался ли здесь президент США Франклин Рузвельт и почему именно с Кольцово начинался первый полет человека в космос – в материале «АиФ-Урал».

   
   

Начиная с Малого

Как ни странно, история будущего знакового микрорайона современного Екатеринбурга начиналась не с аэропорта, а далеко за его пределами. И была связана с селом Малый Исток (или Хуторята), которое появилось с середины XVIII века и через который проходил Сибирский тракт. В конце XIX века здесь пустили Транссибирскую железнодорожную магистраль и построили станцию, которую назвали по местному топониму – Хуторята. А в 1932 году вблизи нее, но на железнодорожной ветке Свердловск – Синарский (в сторону Каменска-Уральского), рождалась промышленная зона. И, спустя два года, между двумя железнодорожными станциями Кольцово и Хуторята началось формирование рабочего поселка. Фактически это дата основания микрорайона. Но только в 1977 году произошло объединение трех локаций – поселка, аэропорта и станций – в единое пространство. Существует легенда, что название «Кольцово» придумали военные летчики, которые при заходе на посадку ориентировались на железнодорожное кольцо, связывающее Транссиб и ветку на Каменск-Уральский.

Только в 1977 году произошло объединение трех локаций – поселка, аэропорта и станций – в  единое пространство. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

В 1928 году в Свердловске местные власти приняли решение строить военный аэродром. Летчик Свердловского авиаотряда Александр Шульгин в книге «Уральская авиация – этапы большого пути» отмечал, что изначально аэродром планировали в Пионерском поселке, но остановились на Кольцово: очевидно, на выбор повлияла ровная площадка, упрощающая строительные работы.

Как военный аэродром функционировал в первые годы, история умалчивает. Известно, что в 1940 году возникла идея создания гражданской авиации. Географическое положение аэродрома на Уктусе оказалось невыгодным. И был создан проект строительства в Кольцово аэродрома первого класса. Коррективы внесла Великая Отечественная война. Однако к 15 октября 1941 году здесь все же построили новую взлетно-посадочную полосу, в строительстве которой под надзором НКВД принимали участие 1432 заключенных СвердловГУЛАГа и 698 вольнонаемных рабочих.  Новая полоса, вероятно, стала одной из причин, почему именно сюда эвакуировали НИИ ВВС РККА.

В 2004 году
Кольцово стал новым микрорайоном Екатеринбурга.

Герой Бахчиванджи и легенды

«Без полета Григория Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года», - сказал Юрий Гагарин. Ведь именно в Кольцово летчик Бахчиванджи испытывал ракетный истребитель БИ-1, ставший одной из точек развития советской ракетной и космической сферы. Первый полет состоялся 15 мая 1942 года и был успешным: за 3 минуты и 9 секунд была достигнута высота 840 метров при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с.

Всего в истории этих истребителей девять модификаций. Все они собирались на Урале: восемь на Уралвагонзаводе (так что Нижний Тагил – не только родина танков), еще один – изначально на 283-м заводе в Химках под Москвой, а затем (в связи с эвакуацией предприятия) – в поселке Билимбай под Первоуральском. Причем рабочие завода даже понятия не имели, что и для чего они собирают – настолько секретной была советская ракетная миссия.

   
   
«Без полета Григория Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года». Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

В 1943 году состоялось еще несколько испытательных полетов на самолетах БИ-2 и БИ-3. Но для Григория Бахчиванджи его пятый полет - 27 марта - оказался последним. В 6 км от аэропорта, в районе поселка Патруши его машина потерпела крушение. Летчик погиб, а катастрофа стала причиной прекращения производства советских ракетных истребителей.

Но если для истребителей БИ эта история подошла к концу, то для личности Григория Бахчиванджи только началась. После памятных слов Юрия Гагарина проявился интерес к личности летчика. В Кольцово помог сохранить память о Бахчиванджи штурман свердловского авиаотряда, историк-исследователь Игорь Котенёв.  Он по крупицам начал собирать биографию летчика. Кропотливые исследования историка закончились восстановлением могилы Григория Бахчиванджи (захоронение обнаружили на Кольцовском кладбище), отливкой двух его бюстов (один отправлен на его родину в станицу Бриньковскую в Краснодарском крае, другой установлен в Кольцово) и открытием в 1973 году памятника первому ракетному самолету БИ-1. Сначала монумент был деревянным, но в 1984 году, благодаря «умельцам одного из свердловских заводов» (цитата из газетной заметки тех времен) по реальным чертежам создана металлическая достоверная копия истребителя.

Но не только личностью Бахчиванджи богата история Кольцово. В годы войны через Кольцово транспортировали в Москву американские «Аэрокобры» (истребитель Белл П-39), на которых летали летчики-асы легендарного полка трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Среди них был и знаменитый свердловчанин Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза.

Старожилы вспоминают и другую легенду – про президента США Франклина Рузвельта. Якобы в 1943 году, возвращаясь с Тегеранской конференции, американский президент останавливался на одну ночь в Кольцово. «Подтверждений этому никаких нет, есть только две зацепки. О первой рассказывает Игорь Котенёв: будто бы в аэропорту видели нехарактерный для советской авиации самолет. И вторая – говорят, что одну из работниц местной гостиницы попросили сменить простыни для неизвестного почетного гостя. Она по привычке постелила заводские, но ей сказали заменить их на свежевыстиранные. На этом история заканчивается. Но был в Кольцово на территории школы №92 и белый двухэтажный дом, который называли Домом Рузвельта. Но почему – неизвестно. Очевидно, из-за чувства юмора военных летчиков», - рассказывает старший научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Валерия Лепаловская.

По воспоминаниям летчиков, молодежь часто приезжала в круглосуточный ресторан аэропорта после закрытия заведений в Свердловске, а затем шла на танцы в авиагородок. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Новое дыхание

10 июля 1943 года для аэропорта Кольцово открылась новая глава в истории – становление гражданской авиации. Организатором летной службы стал 3-й авиационно-транспортный отряд. После войны дополнительно был создан 17-й авиаотряд, а 1952 году 3-й и 17-й отряды объединили в 120-й авиационный отряд. Позже, в 1963 году, все службы аэропорта будут объединены в единый Свердловский объединённый авиаотряд. В аэропорту создается необходимая инфраструктура и строится новое здание аэровокзала, используемое сейчас под VIP-терминал. Говорят, что в те времена здесь работал круглосуточный ресторан. И по воспоминаниям летчиков, молодежь часто приезжала сюда после закрытия заведений в Свердловске, а затем шла на танцы в авиагородок.

Ангар аэропорта вмещал не все самолеты. Был реконструирован только в 2013 году. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

В 60-е годы под руководством командира авиаотряда Петра Збыковского в авиационном городке активно стоятся жилые дома и благоустраивается территория. Жители соседнего Малого Истока называли городок не иначе, как цивилизацией: городок был обособленной территорией. А в самом городке люди жили и дружили семьями, знали друга друга в лицо, вместе отмечали праздники и даже не боялись самостоятельно отпускать детей в детские сады. Закрытость городка сформировала его жизнь. Из воспоминаний жительницы Кольцово Валентины Драгановой: «Муж работал в транспортной авиации, я – бортпроводницей. Жизнь у нас была такой: дома на журнальном столике лежала тетрадка, где мы отмечали, кто из нас, когда прилетел и когда улетел. Мы часто не виделись. Такой был способ общения».

Культурная жизнь Кольцово. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Развивалась и городская инфраструктура: дом культуры, стадион, кинотеатр. До сих пор работает построенная в 1938 году баня. В годы войны рядом с ней поставили приводную радиостанцию, которую в итоге прозвали «Радиостанция Баня». Летчикам при посадке передавали «Заходите на «Баню», те подключались к ее координатам и шли на посадку. Примечательно, что названия улиц появились в Кольцово только в 60-х годах. До этого на домах были надписи «АП-…» с номером дома (АП – аэропорт). На некоторых старых домах до сих пор висят такие таблички.

В 90-х годах Свердловский объединенный авиационный отряд был расформирован. Возглавляющий его с 1987 года Сергей Скуратов стал руководителем известной сегодня в России и мире авиакомпании.

В 90-х годах Свердловский объединенный авиационный отряд был расформирован. Возглавляющий его с 1987 года Сергей Скуратов стал руководителем известной сегодня в России и мире авиакомпании.  Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Только в 2004 году Кольцово официально стал новым микрорайоном Екатеринбурга, но видимо не для его коренных жителей, которые продолжают употреблять выражение: «Поехать в город». С этого момента начинается современная история Кольцово. Учитывая, что к летней Универсиаде-2023 начнется освоение соседнего перспективного района Новокольцовский, Кольцово ждет новый виток развития, окончательно стирающий границы между Малым Истоком и авиационным городком.

КСТАТИ
В столице Урала проводятся городские экскурсии в рамках проекта «Екатеринбург – город семи районов». Ближайшая экскурсия по микрорайону Кольцово состоится 25 августа. Все подробности и другие мероприятия на сайте http://m-i-e.ru.
Бортпроводницы Шашкина (Векова) Валентина Сергеевна и Князева (Дейчман) Раиса Павловна. Кольцово, 1961 год. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин
В авиационном городке люди жили и дружили семьями, знали друга друга в лицо, вместе отмечали праздники. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин
Первый клуб аэропорта Кольцово с залом на 300 человек. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин
Летчики Свердловского авиационного отряда. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин
Самолет Ил-12 перед зданием аэровокзала Кольцово. 1950-1960 годы. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин