Лекарство от порчи. Жители Екатеринбурга ищут средство от вандализма

Непонятные граффити в центре мегаполиса раздражают горожан и портят имидж Екатеринбурга. © / dreamstime.com

Что такое вандализм и как с ним бороться – эта проблема стала предметом обсуждения на очередном «Совете неравнодушных», который состоялся на прошлой неделе в столице Урала.

   
   

Гости видят всё

Тема порчи городского имущества постоянно возникает в городской новостной повестке и касается самых разных явлений, будь то поджоги пластиковых контейнеров для мусора, битьё стёкол на остановках и в общественном транспорте, разрушение объектов благо­устройства и так далее. На этот раз речь зашла о незаконных граффити, которые уродуют облик столицы Урала. Как выяснилось, бороться с этим злом эффективно не получается ни у властей, ни у полиции, ни у коммунальщиков, ни у общественников.

«Вандалы наносят огромный ущерб имиджу и бюджету города: муниципалитет постоянно тратит средства на борьбу с рисунками, ремонт лавок, замену стёкол на остановках, – заявил руководитель сообщества «Интересный Екатеринбург» Иван Колотовкин. – Вандалов гораздо больше, чем рабочих, занимающихся очисткой столицы Урала. Уродливые граффити на центральных улицах города портят всё впечатление от мегаполиса. Мы, жители, их порой уже не замечаем, но гости видят всё!»

Ещё один вид вандализма – незаконная реклама. «У нас вся улица Свердлова, на которой стоят дома-памятники, заклеена объявлениями, – сетует депутат, руководитель управляющей компании Александр Колесников. – Там указаны телефоны. Казалось бы, чего проще – бери и сажай. Но я поднимал эту тему на заседании городской думы, в прокуратуре, прошёл год, реакции – ноль».

Камеры и казаки

Чтобы облагородить облик города, Иван Колотовкин предложил, ни много ни мало, объявить вандалам гражданскую войну: усилить патрулирование центральных улиц, установить у самых проблемных объектов камеры видеонаблюдения, а также создать институт общественного порицания нарушителей. Он привёл пример соседних регионов, где лица нарушителей выкладывают в социальных сетях. По его словам, в городе есть примеры успешной борьбы с «художниками» в таких районах, как Академический и Солнечный. Однако там этим занимаются ЧОПы.

Борьба с вандализмом даст эффект, если хулиган будет сам отмывать испорченную поверхность.
Глава Екатеринбурга Алексей Орлов предложил в борьбе с вандалами задействовать казаков. По его словам, уже само по себе наличие силовиков на улицах станет профилактической мерой против нарушителей. Эту идею оценили не все. Но показательно, что её поддержал ряд представителей казачества.

«Помню, как, будучи старшеклассником, патрулировал улицы в составе добровольной народной дружины, и это было действенной мерой, – говорит атаман Екатеринбургского казачьего общества «Исетская линия» Игорь Ермаков. – Почему бы сейчас не создать нечто подобное? Можно привлекать и нас, и другие общественные организации. Это было бы полезно и для молодёжи: патрулируя улицы в сопровождении взрослых, они бы на личном опыте понимали, как важно не нарушать закон, ценить и уважать свой город».    
   

Корень зла

Представитель фестиваля «Стенограффия» Дмитрий Чабанов предложил решать проблему в комплексе: «За 12 лет мы перетянули на свою сторону целый ряд молодых людей, которые ранее занимались вандализмом. В результате они стали самыми ярыми волонтёрами фестиваля. Но идеальным вариантом было бы направить вандалов в промзоны, чтобы они ушли хотя бы от исторических памятников».

Многие гражданские активисты считают, что корень зла – в отсутствии культуры стрит-арта, невозможности для подростков реализоваться в этом направлении, а главное – в безнаказанности. «Не все граффити плохи, проблема именно в бессмысленных и вульгарных надписях, заполонивших город, – уверен общественник Леонид Кондрич. – Борьба с вандализмом даст эффект, если пойманный хулиган будет сам отмывать испорченную поверхность, чинить скамейку и оплачивать связанные с этим расходы».
Однако вопрос поимки нарушителей так и остался открытым. О бездействии полиции говорили почти все «неравнодушные». Замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов напомнил, что при реконструкции сквера за Оперным театром в 2019 году вандалы разбили несколько десятков уличных фонарей, и посетовал: «За три прошедших года ничего не было сделано». В УМВД по Екатеринбургу прокомментировать ситуацию затруднились.

«Тема затронула всех, но здесь нужны системные решения, а пока все в поиске, – отметил депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв. – Мы решили ещё раз вернуться к этой проблеме, возможно, с участием областных властей, так как административное законодательство – это их компетенция».

Кстати
Статья 214 УК РФ «Вандализм» предполагает осквернение зданий и сооружений, порчу общественного имущества. Ответственность за неё начинается с 14 лет. Наказание – штраф до 40 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 360 часов либо арест на срок до трёх месяцев. За те же действия в составе группы можно получить три года лишения свободы.