Он мастерит в небольшом помещении площадью 20 квадратных метров в здании бывшего Екатеринбургского художественного фонда. Свою работу, от эскизов до финальной шлифовки, делает вручную. Всё техническое оборудование, инструменты перебраны и отточены им под себя. В частном производстве по разработке и изготовлению ножей Артём Хомутов уже четыре года. За это время он сделал около 250 ножей и их комплектов, один из которых в конце 2022 года на московской выставке был признан лучшим арт-объектом. Подробности в материале «АиФ Урал».
Зуб мамонта, титан, лосиные рога
– Когда делаешь нож, даже аскетичного дизайна, надо понимать, что рассматривать его будут вблизи, ведь это изделие небольшого размера. Поэтому в нём всë должно быть идеально, на высшем уровне, – рассказывает ножевых дел мастер из Екатеринбурга Артём Хомутов. – Мне нравится делать ножи с ювелирной точностью, уникальные, в единичном экземпляре. Это уже не просто ремесло, а творчество. Бывает, заказчики просят по картинке или по фотографии воссоздать какой-либо нож. Я со своей стороны предлагаю достойную альтернативу – сделаю похожий, но другой. С самыми подходящими для концепции ножа эскизами и материалами. И чем сложнее работа, тем интереснее!
Действительно, за время своей деятельности Артём поработал с разнообразными материалами, ставшими потом частью его эксклюзивных ножей. Это, например, цветные металлы, серебро, дамаск, тимаскус, мокуме, титан, микарта, карбон. А также экзотические породы дерева, залитая смолой цветная бумага, лосиные рога и даже зуб мамонта.
Изготовление самого «простого» ножа в среднем занимает у Артёма 3–4 рабочих дня. А вот самый первый складной нож он мастерил два месяца. Чаще всего заказывают бытовые походные ножи. Также Артëма делал маленькие «шейные» (длиной до 12 см), крупные ножи (около 40 см) и даже комплекты кухонных, состоящие из 6–7 экземпляров.
– Эскизы ножей я рисую от руки, – делится мастер. – Потом по ним делаю 3D-модель и на принтере печатаю макет из пластика. Вырезаю, собираю пластиковый нож – это позволяет понять, как нож будет лежать в руке, влезет ли в карман, как будут смотреться на нем крепления и т. д. На создание концепции ножей меня вдохновляет весь окружающий мир: интересные линии фасадовй, силуэты автомобилей, но больше всего – природа. В альбоме моих эскизов есть ножи-динозавры, медведи, волки. На сегодня любимая моя работа – нож-лягушка.
Лучший арт-объект
В России проводится много выставок по ножам – народные, охотничьи, оружейные. Екатеринбуржец Артём Хомутов давно хотел принять в них участие. Особенно его интересовали фестивали профессионального мастерства среди художников-ремесленников, создающих бытовые ножи. Осуществить мечту удалось осенью 2022 года.
– Mad Russian Evening – это закрытая ножевая выставка-вечеринка в Москве, на которой встречаются профессионалы ножевой индустрии и самые взыскательные коллекционеры. Желающие попасть на это мероприятие проходят жесткий отбор, – рассказывает Артём. – Нужно было написать о себе, приложить фотографии работ. И эксклюзивно для выставки, за месяц до её начала, с нуля сделать особый нож. В итоге в этой ножевой выставке приняли участие 32 отобранных жюри мастеров и мастерских из России, в том числе я.
Специально сделанные для Mad Russian Evening ножи конкурировали между собой по четырëм номинациям: «Лучший складной нож», «Лучший фиксированный нож», «Лучший арт-объект», «Лучший нож – предмет постоянного пользования». Для Артëма это мероприятие стало первой выставкой и первым конкурсом профессионального мастерства. К созданию уникального изделия и к его презентации он подошёл максимально ответственно и креативно.
– Идея ножа в виде лягушки родилась сама по себе – металл подсказал. Детали ножа изготавливал сложным, полностью ручным методом обработки. Клинок – из современной порошковой стали. Рукоять – из покрытого медью титана. Когда увидел получившийся у меня рисунок покрытия рукояти, удивился, насколько он похож на кожу лягушки! Тогда и решил, что повезу на выставку… свою «лягушку».
Презентацию придумал соответствующую: в центре стеклянного блюда расположил нож в виде лягушки, по краям – мох. Белый пар создал с помощью сухого льда. Визуально это выглядело так: моя «лягушка» лежала на моховой болотной кочке, в тумане. Получилось очень атмосферно! Нож впечатлил всех участников мероприятия, а это и московские коллекционеры, и коллеги – ножевых дел мастера из разных городов России. Так моя «лягушка» стала «царевной» – победительницей Mad Russian Evening 2022 года в номинации «Лучший арт-объект». А меня в профессиональных кругах стали знать в России как ножевого мастера из Екатеринбурга.
Сквозь поколения
Артём признаётся, что любовь к ножам у него с детства. Дедушка работал на оптико-механическом заводе в Свердловске, в свободное время мастерил самодельные ножи. Некоторые из них до сих пор бережно хранятся в семье Хомутовых. Ещё маленьким Артём как-то увидел эти ножи, и они запали ему в душу. С большим интересом разглядывал будущий мастер и все другие встречающиеся в его жизни ножи. Но тогда это было просто увлечение.
После школы Артем окончил Уральский техникум ремесленников-предпринимателей. Там в своё время он подготовил резную деревянную хлебницу – подарок президенту Путину от техникума, чей визит в учебное заведение, увы, так и не состоялся. Потом в Екатеринбургском художественном фонде трудился в столярной мастерской, производившей деревянные двери. В поисках более высокооплачиваемого заработка пошëл менеджером в автосалоне, затем был руководителем отдела снабжения. А во время очередного экономического кризиса в России, как и многие, остался без работы…
– Состояние было непростое: работы нет, деньги на исходе, – вспоминает Артём. – Искал работу, но чувствовал, что развиваться в направлении «менеджерства» больше не хочется. Не моё это. И тут наступил момент переосмысления. В интернете я случайно наткнулся на изображение необычных ножей, и внутри что-то щëлкнуло. Выяснил, что делают эти ножи в кузнечной мастерской в Верхней Пышме. Доверившись внутреннему порыву, устроился туда на работу. Времена были трудные, зарплаты еле хватало на жизнь. Но я понимал, что работаю ради опыта: днем трудился в кузне, а вечером учился у тамошних мастеров ремеслу изготовления ножей. Когда понял, что готов, ушёл в свободное плавание. И вот уже четыре года я сам мастер в своей мастерской.
Семья, близкие Артёма поначалу очень удивились резкой смене сферы деятельности. «Кому нужны эти ножи?» – недоумевали они. А потом, поняв, насколько это дело важно для мастера, поддержали его. Сейчас они гордятся золотыми руками Артёма и его уникальными изделиями.
Артёму поступает много заказов на изготовление ножей для личных целей и в качестве подарка. Он делает их в любом варианте, из любого материала, как на заказ, так и по собственному вдохновению. Все изготовленные мастером изделия пользуются спросом у ценителей и поклонников качественных ножей.
– Как бы тернист ни был мой путь, эта работа всегда была для меня в удовольствие. Она придавала мне сил, мотивировала развиваться дальше, – признаëтся мастер. – Думаю, сейчас я нахожусь на самом вдохновляющем этапе развития: меня знают как ножевого мастера, есть заказы. В то же время многое впереди, есть нереализованные идеи и, главное, есть направление, в котором можно расти. Я не хотел бы достичь такого момента, когда уже всё есть и даже не знаешь, чего ещё хочешь. Это скучно, грустно. Гораздо интереснее сам путь развития и творчества. Рад, что однажды доверился себе и последовал свое у призванию. Это дало мне возможность успешно заниматься любимым делом. И, судя по результатам, оно отвечает мне взаимностью.