Медицина в тайге. Как найти себя на краю географии

Белый УАЗ с надписью «Медслужба» едет по зимнику, раскатанному лесовозами, посреди тайги на севере Свердловской области. Места глухие и дорога здесь есть только зимой. Да и подходит она только для машин повышенной проходимости и только в те дни, когда ее не заметает пурга. Но сегодня экипажу повезло – небо ясное, снега нет, длинномеры потрудились над отличной по здешним меркам дорожкой. Несколько часов езды по тайге и по замерзшей реке Лозьве, и вот он, пункт назначения, – поселок Новый Вагиль.

   
   
Фото: «АиФ-Урал»

О таких местах говорят – медвежий угол. Когда-то это был крупный поселок – работала колония строго режима, процветала лесозаготовка. В 1997-м году пенитенциарное учреждение закрыли, поселок захирел, утратил регулярное автомобильное снабжение с другими населенными пунктами и стал одной из полузаброшенных деревень, каких много на Среднем Урале. Но здесь все еще живут десяток человек – в основном, пенсионеры. И они нуждаются в медицинской помощи и осмотрах.

Скоро придет весна, и жители подобных населенных пунктов потеряют любую связь с внешним миром – по раскисшей дороге не пройдет даже вездеход, а на реках начнется ледоход. Так что на два, а то и три месяца люди будут полностью предоставлены сами себе – до тех пор, пока не появится возможность передвигаться по воде на лодках. Так что, если не заняться здоровьем в феврале, то ждать следующей встречи с медиками жителям придется очень долго.

Вот поэтому заведующий амбулаторией местного административного центра – поселка Гари – Сергей Шадрин, как только у него появляется возможность, объезжает Вагиль и другие труднодоступные поселения. Ставит прививки, опрашивает местных о состоянии их здоровья, берет кровь на анализ, выдает рекомендации.


Можно вытащить человека из медицины…


Уроженец Серова Сергей Шадрин окончил медучилище в 1997-м. Но уже во время учебы начал работать на «скорой» – сначала санитаром, а затем фельдшером. Через пять он решил сменить профессию. Причиной тому стали буквально нищенские заработки, которые не дали бы возможности содержать семью, которую Сергей на тот момент хотел создать. И фельдшер переквалифицировался в рабочего Серовского металлургического завода – за работу в цехе тогда платили больше.

Через полгода Сергей уже стал бригадиром – в нем открылся талант руководителя. Проработав какое-то время, он уволился с завода уже мастером склада готовой продукции. По мнению Сергея, работа на производстве дала ему очень многое.

– Это как в армии отслужить и в тюрьме отсидеть одновременно, – улыбается Сергей –  Такая жизнь настолько закалила меня, что с тех пор не боюсь любой работы.

Фото: «АиФ-Урал»

В последующие годы Сергей получил высшее образование и сменил множество мест работы. Причем всегда пребывал там на руководящих должностях. Само собой получалось, что устроившись обычным сотрудником, он очень быстро становился начальником. Работал в разных сферах: был директором парка, исполнительным директором похоронного агентства, даже руководил открытием фитнес-клуба в Екатеринбурге.

Так прошли двадцать лет – и в какой-то момент медицина позвала назад. Связей с первой профессией он не терял. Практиковал полученный опыт и знания на своих родственниках и друзьях. И часто общался с бывшими коллегами.

– Столько лет прошло, а руки-то помнят, – говорит Сергей. – В вену попадаю до сих пор уверенно и твердо (внутривенный укол – одна из самых сложных процедур, проводимых фельдшером – ред.) Говорят, механическая память – у человека самая долгая.

Так в 2021-м году Сергей решил, что его механическая память опять может послужить пациентам.


…но медицину из человека не вытащить никогда


Сергей решил вернуться к работе фельдшером, но уже не в «скорую», а в сельский фельдшерско-акушерский пункт. Говорит, было понимание, что там он принесет больше пользы. Ему хотелось отдохнуть от руководящей работы и заняться непосредственным лечением больных.

– Сначала меня звали работать по программе «Сельский фельдшер» в таежный поселок Павду с очень красивой природой, – рассказывает Сергей. – Но в деревне Андрюшино Гаринского района предложили лучшие условия. Я прошел курсы переподготовки и приступил к работе.

Фото: «АиФ-Урал»

При поступлении на работу Сергей получил подъемные, которые потратил на покупку автомобиля. Жил он по-прежнему в Серове, а до ФАПа, где предстояло работать, нужно было ездить порядка двухсот километров. Да и для выезда в соседние деревни тоже пришлось поначалу ездить на своей машине – от этого зависела жизнь и здоровье около 2,5 тысяч человек. Его работу и организаторские качества быстро оценили и предложили возглавить амбулаторно-поликлиническое отделение Гаринского района.

Так Сергей совместил талант руководителя с желанием помогать людям. Сейчас он организовывает работу амбулатории, руководит коллективом из двенадцати человек, в котором работают медсестры, фельдшеры, технический персонал и доктор, а при необходимости сам ведет прием или выезжает в отдаленные поселки. В коллективе он быстро прижился, его ценят и уважают. И проблем в том, что он, фельдшер, занимает должность выше, чем квалифицированный врач, не возникло.

– Людьми я руковожу как заведующий, – поясняет Сергей, – а как фельдшер – прихожу к ним консультироваться. Кому-то со стороны это может показаться странным, но для нас это вполне естественно. Медики часто советуются друг с другом потому что опыт в нашей профессии – главное.

Фото: «АиФ-Урал»

В зоне ответственности амбулатории, кроме крупного и обитаемого поселка Гари, находятся десять населенных пунктов, таких, как Вагиль, – труднодоступных деревень. Но теперь у Сергея есть в распоряжении служебный УАЗ, на котором он едет к пациентам и, при необходимости, вывозит их из тайги в Серовскую городскую больницу для обследования или лечения.

У заведующего Шадрина дел и организационных задач немало: проследить, как в отделении идет ремонт, или обеспечить свою амбулаторию и близлежащие ФАПы медикаментами. Самый актуальный – кадровый вопрос. Некоторым сотрудникам скоро выходить на пенсию, поэтому нужны молодые специалисты, готовые так же, как и он сам, ехать в дальние деревни и лечить больных. Можно искать специалистов из других  районов, но, по мнению Сергея, лучше всего для работы в деревнях подходят уроженцы тех же мест.

– Мне бы хотелось заполнить амбулаторию местными кадрами, – рассказывает Сергей. – Ведь участковые должны быть сродни земскому врачу – как это было до революции. На селе по-другому нельзя: ты должен всех знать и тебя должны все знать. И доверять тебе. Без этого ничего не получится.

Сергей за короткое время сумел расположить к себе многих жителей района. Даже в Новом Вагеле и его узнают, и он ко многим обращается по имени. Это важно, поскольку сторонящиеся посторонних людей обитатели «глухих углов», могут запросто проигнорировать незнакомого врача. И без того нередко приходится объезжать разбросанные за много километров друг от друга домики и уговаривать давно отвыкших от медицинской заботы поселковых сделать прививку или сдать кровь на анализы.

   
   
Фото: «АиФ-Урал»

По большому городу Сергей не тоскует. Говорит, что, возможно, подумает о переезде позже.

– Есть желание вернуться в большой город, но уже к пенсии – когда суета надоест, – улыбается Сергей. – Пока мне очень нравится то, что со мной происходит. Нравится здесь работать, двигаться и развиваться. Если надо будет освободить место заведующего – буду рад работать простым фельдшером и получать удовольствие от того, что отвечаю только за себя и близких, а не за весь коллектив. Здесь я нужен, а для медика, мне кажется, главное – чувствовать себя нужным.