Мощь страны - станок. Как привлечь на производство молодых специалистов?

Рукастые парни и девчата должны прийти работать в промышленность. © / Уральский политехнический колледж

Для того чтобы в промышленности был ликвидирован кадровый голод, и предприятия, и система профессионального образования должны перестроиться с учётом интересов молодёжи. Об этом, в частности, говорит директор Уральского политехнического колледжа Вячеслав Московкин. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Возможность выбора

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Вячеслав Александрович, запросы рынка труда сегодня в большей степени ориентированы на  специалистов промышленных предприятий. В связи с чем сложилась такая тенденция?

Вячеслав Московкин: - В связи с тем, что в настоящее время актуален вопрос технологического суверенитета. Без своих кадров, без своей промышленности, без своего станкостроения, без всего того, чем жил Советский Союз, достигнуть его невозможно. На чём всё зиждется? На руках! На рукастых парнях и девчатах, которые должны прийти работать в промышленности. Но, мне кажется, мы должны структурно поменять и предприятия, на которые они идут, потому что те предложения, которые есть на рынке труда, должны быть им интересны. Я специально встречаюсь со студентами, чтобы узнать, что же они хотят. Так вот, сегодня для них не столько важна зарплата, сколько личные свободы. Они хотят сами конструировать свой рабочий день. Для них возможность распоряжаться своим временем – самое главное.

Вячеслав Московкин: «Я специально встречаюсь со студентами, чтобы узнать, что же они хотят». Фото: Уральский политехнический колледж

Что касается работодателей… У нас больше 229 предприятий, которые взаимодействуют с колледжем, из них 29 – это предприятия оборонно-промышленного комплекса, и все хотят взять детей. Колледж очень большой, у нас три тысячи студентов, и, разделив это количество на всех работодателей, мы прекрасно понимаем, сколько молодых специалистов может получить каждое предприятие.

- Так почему же не получает?

- Ребёнок должен понимать, куда он пойдёт. Поэтому работодатели сейчас приходят к нам и в приёмную комиссию, и на дни открытых дверей, и в «школу»,  мы за предприятиями закрепляем учащихся, благодаря чему ребята погружаются в процесс, в их корпоративную культуру и так далее. В результате на выходе – на четвертом курсе – они уже созрели для этих предприятий. Но! Если предприятие не даст им возможность посмотреть на свою жизнь в перспективе, не даст возможность понять, а что я получу завтра, а что - через пять лет, иными словами, не даст возможность оценить социальные гарантии, они на это предприятие не пойдут. 

«Мы должны предоставить молодёжи окна возможностей».. Фото: Уральский политехнический колледж

- То есть вы ведёте к тому, что сейчас предприятия эту возможность молодёжи не дают?

   
   

- Я веду к тому, что сейчас предприятия срочным образом перестраиваются. Платят отдельные стипендии, обеспечивают возможность повышения квалификации, социальные гарантии, отсрочки от службы в армии (речь об оборонке)… Более того, сейчас отдельные предприятия предлагают альтернативную службу. Они перестраиваются, но это происходит не так быстро. Однако, повторюсь, вы должны дать возможность молодёжи почувствовать себя успешными во всех отношениях.

- И предоставить свободу. Вам не кажется, что это уже перебор?

- Речь не идёт о понимании свободы как о «делаю, что хочу», речь – о возможности выбора. Если они не делают выбор в пользу предприятия, значит, это предприятие, или профессия, или специальность кажется им недостаточно перспективной для будущей жизни. Надо понимать, что предприятие – это не только место работы, это место жизни. Во всяком случае, оно таковым должно стать.

Возглавить и направить

- Согласитесь, молодёжь сегодня продуманная и, как говорится, своего не упустит.

- Было время, у меня вызывало недоумение, когда какой-нибудь парень заявлял, мол, я хочу зарплату не меньше 60 тысяч рублей. Мы же, советские люди, как воспитаны? Тебя посмотрят, тебя оценят… А потом я понял – это моя проблема, мои мозги. Они воспитаны в другой парадигме. Мы не «кормили» их тем, что надо, тем, что Родина зовёт. Мы разговаривали с ними языком денег, и они с нами разговаривает так же. Если мы перейдём на другой язык, если сможем дать им возможности пошире, социальные лифты и так далее, то и они каким-то образом перестроятся под нас. А пока весь разговор: я столько-то стою – вы мне столько-то платите. И, когда их условия не совпадают с реальностью, они делают выбор в другую сторону. Поэтому, ещё раз говорю, предприятия должны развернуться в сторону социалки. В конце концов, перестроились же предприятия на северах, потому что понимают – им дешевле оставить своих парней и девчонок, чем платить вахтовикам.

И мы должны к этому прийти, потому что востребованность рабочих профессий и специальностей в регионе огромная, и исторически очень большая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса. Более того, мы область не дотационная, успешная, поэтому мы «запылесошиваем» соседние области. У меня в колледже 70% приезжих детей.

И тут возникает ещё одна проблема. Приехав учиться в Екатеринбург, молодёжь хочет здесь остаться. Поэтому на предприятиях на местах тоже необходимо искать инструменты, чтобы оставлять молодёжь. Причём не репрессивно оставлять, а делать так, чтобы они желали остаться. Это необходимость – не собраться всем в больших городах. 

Ну а по большому счёту, нынешняя молодёжь – такие же, как мы. Они хотят счастливой успешной жизни. Разве мы этого не хотели? И мы должны создать им условия, иначе они начнут создавать их сами.

«Рукастые ребята и девчата должны прийти в промышленность». Фото: Уральский политехнический колледж

- Опасаетесь последствий?

- Нет-нет, дело в другом. Просто они не всегда осознают реальные потребности экономики, и не всегда реальные экономические модели работают. Криптовалюты и иже с ними - это не то, что создаёт мощь страны. Компьютер не делает стол, за которым мы сидим, его делают руки. Станок – вот мощь страны. Поэтому мы должны молодёжный порыв возглавить, предоставив им социальные лифты, время возможностей, окна возможностей и так далее.  

От слов к делу

- Должна ли в этом контексте меняться система среднего профессионального образования?

- Непременно. Когда я говорю детям: "Приходите, вы станете профессионалами", я приглашаю их на успех. А успех считывается вот здесь, на ступеньках крыльца колледжа. Если, заходя ко мне, они не увидят этот успех, вряд ли они поверят, что в будущем их ждёт счастливая жизнь. Как мы все делаем первый выбор? Мы, прежде всего, влюбляемся глазами! Это потом, позже, будет оценено качество образования, а сначала я должен прийти в новое, классное, современное здание. К примеру, бывшие УрГУ и УПИ – это же храмы науки! И выглядят они как храмы, поэтому и мы хотели там учиться, и наши дети хотят. При этом мы должны предложить молодëжи такие классы, общественные пространства, кафе и так далее, какими они для себя их видят, такими, в которых им будет комфортно, потому что это составляющая их жизни. А она, хотим мы того или нет, поменялась, и мы должны идти с ними в ногу. Поэтому не только технологии должны поменяться, даже парты должны поменяться, чтобы было интересно учиться.      

Именно поэтому я сейчас отстаиваю проект «Межотраслевой учебно-производственный кластер», в котором по системе кампусов будут взаимодействовать Уральский политехнический колледж, Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж и Екатеринбургский колледж транспортного строительства.  

Студенты выходят из колледжа профессионалами. Фото:Уральский политехнический колледж

- В чём смысл?

- Я столкнулся с тем, что работодатели, приходя в колледж, приходят в отрасль. То есть ко мне, например, они приходят в машиностроение и металлургию. А если ко мне придут, скажем, строители, они будут, условно, восьмые в потоке, потому что у меня в приоритете машиностроители и оборонка. А строители между тем говорят: «Нам тоже нужны молодые кадры!» Объединившись в межотраслевой кластер, мы сможем увеличить количество выпускников по техническим  направленностям. Кроме того, мы изменим инфраструктуру – создадим современное образовательное пространство, у нас появится общее пространство унифицированной подготовки. Сегодня наш колледж – самый большой резидент технопарка «Университетский» - это наша учебно-производственная база, где стоят такие станки, которые порой не на всех предприятиях есть. Студенты выходят из колледжа профессионалами, поэтому все говорят: «Мы хотим работать с ними». Объединившись, повторюсь, мы увеличим количество выпускников-профессионалов. При этом мы сами изменимся, став современными учреждениями СПО. И, мне кажется, через подобные опорные точки должна пройти вся система СПО – и региональная, и федеральная. Это не быстрый процесс, но нам его не избежать, мы на пределе возможностей.

- Есть ли смысл вкладывать силы и средства в реформирование системы профессионального образования, перестраиваться промышленным предприятиям, если в недалёком будущем всем будет заправлять искусственный интеллект, как сегодня многие прочат?

- И этот процесс мы тоже должны возглавить! Искусственный интеллект должен стать помощником, а не управлять человечеством и моделировать наше будущее общество. Мы должны курировать его действия, а не он наши.

- Допустим. Но ведь при идеально выстроенной системе подготовки и трудоустройства кадров может возникнуть перенасыщение рынка труда.

- Было время, мы говорили про глобализацию, про то, что, допустим, плату компьютера изготовят в одном месте, корпус в другом, а соберут в третьем. Но сегодня мы ведём речь о технологическом суверенитете, и нам всегда будут нужны рабочие кадры, потому что это те люди, которые создают реальный продукт как для внутреннего, так и для внешнего потребления. Поэтому я против того, чтобы наши дети уезжали куда-то. У нас богатейшая страна, у нас есть все возможности, чтобы обеспечить их будущее, так давайте сделаем это! Пора уже переходить от слов к делу.