«Мой нежурка». Почему Ростислава Журавлёва хоронили с воинскими почестями?

На Урале простились с погибшим в зоне СВО военным корреспондентом Ростиславом Журавлёвым. Журналиста похоронили под залпы воинского салюта, гимн России и «Прощание славянки» на Широкореченском кладбище Екатеринбурга. Каким человеком помнят военкора друзья, коллеги и близкие - в материале ural.aif.ru.

   
   

«Он стал своим для всех»

Решение о том, чтобы похоронить Ростислава на родине – в Екатеринбурге, приняла мама военного корреспондента. Изначально планировалось, что прощание с ним состоится в Доме журналиста, но потом стало ясно, что небольшое старинное здание просто не вместит всех желающих отдать последнюю дань памяти этому человеку.

Впрочем, Окружной дом офицеров 28 июля 2023 года тоже оказался забит по завязку. Представители всех уровней власти, ЦВО, Минобороны, представители самых разных партий и политических течений, офицеры, участники СВО и других военных конфликтов, общественники, неравнодушные горожане и, конечно, журналисты, в том числе из Москвы. Последних было особенно много – с учётом того, что большинство из них на этот раз были здесь не по работе, а просто потому, что хорошо знали и помнили Ростислава.

С военкором Ростиславом Журавлёвым прощались в здании Окружного дома офицеров. Фото: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области

«После гибели сына неожиданно выяснилось, что он был своим для огромного количества людей, - говорит мама Ростислва – Людмила Анатольевна. – Для военных и гражданских, для коммунистов и нацболов, для гражданских активистов и представителей СМИ. Ростика признала и официальная власть, и те, кто с ней не согласен, он стал своим для всех…»

Во время прощания в ОДО представители Минобороны вручили маме Ростислава посмертные награды сына: орден Мужества и ведомственную медаль СКР «Доблесть и отвага». Было много речей, хотя самыми сокровенными воспоминаниями люди делились за пределами Дома офицеров. Как оказалось, многие были знакомы с ним задолго до того, как он начал заниматься журналистикой.

Маме погибшего вручили посмертные награды сына. Фото: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области

«Военник» главнее паспорта

«Мы познакомились с Ростиком где-то в середине нулевых, - рассказывает экс-журналист «АиФ-Урал», юрист Алексей Остапов. – Я освещал политические темы, а он был активистом, участвовал в различных акциях. Познакомились, стали общаться. Потом он сам начал заниматься журналистикой. Были скандальные мероприятия, куда СМИ не пускали, мы искали обходные пути, чтобы туда пробраться. Рост долго жил на два города – Екатеринбург и Тюмень. Я по работе периодически приезжал к нему, мы созванивались, встречались. Когда в 2018 году в столице Урала снесли недостроенную телебашню, я по его просьбе привёз ему обломок. Он собирался сделать из него подставку для макета башни. Не знаю, получилось у него это или нет.

Когда он начал работать в зоне СВО, переписываться стали редко. Насколько я знаю, его позывной был Фидель. Борода и левые идеи – самое то. Когда Рост погиб – было очень больно. На его репортажах – учиться и учиться. У него был очень живой слог. Российская журналистика, особенно – военная, в его лице потеряла очень много. У нас сегодня много диванных патриотов. Ростик отличался тем, что его действия и убеждения полностью совпадали. Он всегда был в первых рядах, никогда не отсиживался. Прозвучит пафосно, но он был воин в журналистике и журналист на войне.    
   

Как-то, много лет назад, было мероприятие, которое привлекло особенное внимание сотрудников полиции. У нас начали проверять документы. Все показывали паспорт, а Ростик в качестве удостоверения личности предъявил военный билет, хотя срочную службу на тот момент он давным-давно отслужил. «Военник» был для него главнее паспорта!»

«Первым залетал в Лисичанск»

Похоронили Ростислава на Широкореченском кладбище Екатеринбурга – с воинскими почестями, под оружейный салют и гимн России. Перед этим состоялось отпевание военкора. Показательно, что проститься с ним пришло много представителей партии, в которой он состоял. Не забыли. Слёз было немного.

Отпевание военкора состоялось прямо на кладбище. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Козлова

«Карьеру военкоров мы начинали вместе, - вспоминает военный корреспондент, автор документальных фильмов Тимофей Ермаков. – Сначала это был конфликт в Нагорном Карабахе, потом пересекались в Афганистане. На спецоперацию тоже летели вдвоём. Ростик был везучим журналистом, всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Он вместе с «Ахматом» первым залетал в Лисичанск,  радовался, как отработал Мариуполь, ему всё удавалось. Он прекрасно отдавал себе отчёт: где он находится, что делает, и чем это может для него закончиться. Но как русский человек, он не мог оказаться в стороне от происходящего, он рвался на фронт. Конечно, в его становлении огромную роль сыграл писатель и политик Эдуард Лимонов. Сам он воспринимал себя как часть русского воинства – и когда воевал в составе народной милиции в Луганской народной республике, и позднее.

Одновременно Ростик очень любил жизнь. Он говорил: отдыхать – так отдыхать, работать – так работать. Помню, в 2022 году мы с ним встретились в Донецке, я только что приехал туда из Харьковской области. Ростислав сказал, что, выполняя журналистское задание, за неделю спал не больше 12 часов! Я забыл его поздравить с последним днём рождения, он у него был совсем недавно, 18 июля. Всё откладывал, да так и не поздравил. Такие вещи…»

Лучший военкор России

Мама Ростислава – Людмила Журавлёва – считает своего сына пассионарием: «Ростик долго пробивался в профессию. У него были сложные времена, но он хотел работать только журналистом и абсолютно не признавал компромиссов. Я только сейчас поняла, насколько упорно он шёл к своей цели. При этом у него не было журналистского образования, он даже вёл канал в Telegram, который называется «Нежурка». И вот моего нежурку назвали одним из лучших военкоров России…»

«Он не всегда находил понимание в гражданской жизни, а на войне его понимали все, - говорит супруга военкора Екатерина Журавлёва. – Он рвался туда, и я его отпустила. По-другому ни он, ни я поступить не могли. Спокойная, размеренная жизнь, телевизор, чай с баранками по вечерам – это было не для него. Когда 22 июля он погиб, я была по работе во Владивостоке. У нас было радостное событие – наш проект победил. Вдруг подходит коллега и говорит: «Не хочу тебя расстраивать, но… посмотри новости». Я быстро пробежалась по ленте новостей и подумала: не может быть! Ростислав всегда говорил, что у него девять жизней. Несмотря на опасную профессию, пара жизней должна остаться! Но потом позвонила мама и всё подтвердила…

Супруга и дети Ростислава возложили цветы на могилу. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Козлова

Работа была его жизнью, другой он не видел. Он носил «тактическую» русскую бороду, постоянно шутил и подходил для своей профессии на 100%. К сожалению, в последнее время дети видели папу больше по новостям, но они понимали, чем занимался их отец. Старший – Яромир –рисовал папу постоянно. Последний раз дети видели Ростика на день рождения Яромира. Это было 9 декабря 2022 года. Мы ждали, что в августе он приедет к нам в отпуск, но…»

После того, как гроб с телом военкора опустили в могилу, сверху туда положили еловые ветки. Каждый, кто был на похоронах, бросил три горсти земли. Военный оркестр сыграл «Прощание славянки».

Церемонию похорон сопровождал военный оркестр. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Козлова

Напомним, что Ростислав Журавлёв погиб 22 июля 2023 года. Подразделения ВСУ нанесли артиллерийский удар по группе корреспондентов, работавших в Запорожской области. В результате обстрела кассетными боеприпасами ранения различной степени тяжести получили четыре журналиста. Они были оперативно эвакуированы госпиталь, но спасти жизнь Ростика не удалось.