Мыслить, как волшебница. Екатеринбурженка косплеит русских героинь

К образу строгой Хозяйки Медной горы Дарья Крапивина присматривалась со школы. © / Из личного архива

Дарья Крапивина много лет увлечённо занимается косплеем (воссозданием детализированных образов персонажей из любимых произведений, популярным среди молодежи хобби). Она не просто копирует известных персонажей, но и вживается в роль. Последнее время девушка создаёт образы героинь русского и уральского фольклора, чтобы показать глубинные смыслы, которые в них заложены. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

   
   

Попасть в круговорот

Вечера Дарьи Крапивиной проходят за рукоделием. К примеру, недавно она вышивала жемчугом рукава для наряда Хозяйки Медной горы, чтобы перевоплотиться в эту героиню. К косплею девушку потянуло после окончания школы. Как-то раз она пришла с подругой в клуб любителей аниме, и ей понравились те, кто увлекается перевоплощением. «Я довольно замкнутая, а раньше была ещё и очень застенчивой, – признаётся Дарья Крапивина. – Косплей помогает такому человеку попасть в круговорот событий: в крупный проект или на фестиваль, который может проходить в другом городе». По её словам, в сообщество приходят, в основном, неординарные люди. Им бывает непросто выстраивать отношения во внешнем мире. Зато они творческие и увлечённые, поэтому ей с ними комфортно.

В первом масштабном проекте Дарья приняла участие в 2017 году. «Знакомые говорили, что я похожа на Киру Найтли, – вспоминает рукодельница. – Однажды я узнала, что фотограф из Екатеринбурга Александр Осипов собирет команду для съёмок одного проекта, – он хотел повторить сцены из фильма «Пираты Карибского моря». Поняла: мне просто необходимо участвовать! Пиратский костюм собирала сама, по деталям, что-то брала в аренду. Нашла мастерицу, которая создаёт одежду для исторических реконструкций. У неё оказалось и нужное платье. Его я, к слову, со временем выкупила».

На одном из фестивалей Дарья познакомилась с ребятами, которые предстали в образах по «Сказкам старой Руси». Поразили костюмы, сделанные по рисункам художника-иллюстратора Романа Папсуева. Среди его работ довольно часто встречаются русские сказочные мотивы. Девушке захотелось тоже воплотить какую-нибудь героиню. Выбор пал на Василису Прекрасную.

«У неё интересная история, – говорит Дарья. – В книге философа Клариссы Эстес «Бегущая с волками» подробно описан этот архетип. По мнению писательницы, в сказке показан процесс инициации женщины, которая отправляется в царство мёртвых, но при этом получает поддержку рода – через куколку. Василиса сильная и смелая – настоящая личность, вот почему она мне близка.

Готовясь косплеить её, я с большой любовью мастерила куколку. Платье, посох и доспехи сделали мои подруги и другие мастера, я же занималась отделкой готового костюма».

Василиса проходит инициацию в мире мёртвых, но побеждает все трудности. Фото: Из личного архивa

Пела стихи Пушкина

Дарья давно хотела воплотить образ ещё одной яркой героини – Хозяйки Медной горы. «Она нравилась мне со школы. Недавно поняла, что, наконец, доросла до неё, – рассказывает косплеер. – Корону делала сама, а ещё расшивала оплечье летника и нарукавники – на это у меня ушло около месяца. Люблю работу над мелкими деталями – могу заниматься ею часами! Пока сидела за рукоделием, переслушала в аудиоформате сказы Бажова, ведь, чтобы создать образ, нужно в него погрузиться».

   
   

По словам Дарьи, эту строгую волшебницу часто показывают одетой в европейском стиле, для которого свойственно, например, приталенное платье. Но мастерице захотелось создать наряд в канонах русского костюма. Отсюда рукава, расшитые жемчугом, потому что это один из главных атрибутов аутентичного костюма той же боярыни. В вышивке она использовала три вида жемчуга, в том числе настоящий. Его приходилось вплетать так, чтобы он гармонично сочетался с искусственным.

На вышивкуу мастерицы ушло около месяца. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

На очереди – славянская богиня Мара. Во время работы над её образом пришлось прочитать ряд тематических статей и книг о славянских богах и богинях. Мечта Дарьи – воплотить мифологическую птицу Сирин. Девушка уже представляет, какими должны быть перья и крылья. Любовь к персонажам из родного фольклора мастерица впитала с детства.

«Перед сном моя прабабушка читала молитвы и пела не то романсы, не то колыбельные на стихи Пушкина. Помню её ровный, спокойный голос: «Буря мглою небо кроет...» Она первая познакомила меня со «Сказкой о царе Салтане». Да и вся семья читала мне пушкинские истории. К тому же у меня над кроватью висели картинки с героями сказок: Змеем Горынычем, Иванушкой и другими. Может, всё это сидело где-то в подсознании. Кроме того, одна из бабушек увлекалась рукоделием, что мне и передалось», – говорит Дарья.

Она рассказывает: лет 15 назад делать косплей на исконно русских героев было, мягко говоря, не в моде. На фестивалях на таких участников смотрели, как на чудаков. Зато сейчас подобные образы становятся популярными, как когда-то герои вселенной Марвел. Персонажей родной культуры девушка готова показывать не только в узком кругу. Не так давно она предстала в образе Хозяйки Медной горы в библиотеке им. Белинского на лекции о костюмах уральских малахитниц.

«Не раз слышала от косплееров, что они не ходят в костюмах к «цивилам», то есть к людям, которые не разделяют наше увлечение. Но я соглашаюсь приходить в библиотеки и на различные встречи, потому что хочу глубже познакомить людей с родной культурой и с субкультурой косплея. Показать, что мы интересные и дружелюбные. Та же Хозяйка Медной горы может быть разной. Знаю человек пять, кто её представлял на мероприятиях в этом году: у всех получилось что-то своё», – говорит она.

Кроме того, мастерицу привлекает и русская классика. Дарья участвовала в проекте по роману Фëдора Достоевского «Идиот», перевоплощаясь в Настасью Филипповну. Девушка сама выступила организатором съёмки и моделью, хотя и была уверена, что такое мало кому понятно в косплей-комьюнити и не так узнаваемо. Однако фотографии вызвали большой отклик в Сети, значит, многие знакомы с классической литературой.

Дарья Крапивина не просто копирует образы любимых героинь, но и старается понять их психологические мотивы. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Улавливаю токсичность

Со временем мастерица стала относиться к своему увлечению более серьёзно, чем раньше. Если первое время её, прежде всего, привлекала возможность попасть на интересные мероприятия, уехать в другой город или на природу, то теперь в большей степени затягивает процесс создания образа.

«Сложно и даже мучительно придумывать всё с нуля, – рассказывает мастерица. – Перед тем, как подступиться к Хозяйке Медной горы, была в ступоре: с чего начать? Понимала, что хочу в итоге, но не знала, как это сделать. Обожаю сравнивать два момента: когда сидишь перед условным чистым листом и когда уже всё готово. Думаешь: так вот на что способен мозг! (Улыбается. – Ред.)».

Сыграть злодейку бывает не менее интересно, чем передать положительную героиню. Фото: Из личного архивa

Кроме проработки деталей костюма Дарья стремится погрузиться в психологию персонажа. Такое в сообществе косплееров, по её словам, встречается не очень часто. Она подходит к делу по-актёрски. Работая над героинями из кино, мастерица пересматривает фильмы, читает интервью с актрисами. Несмотря на любовь к славянским образам, некоторые европейские фильмы и книги ей тоже не чужды.

«Меня привлекают аристократки: Серсея Ланнистер из «Игры престолов», Беллатриса Лестрейндж из книг о Гарри Поттере, – говорит косплеер. – В каждой нужно отыскать и раскрыть зерно. Интересно по-своему оправдать и прочувствовать отрицательную героиню, без этого невозможно её сыграть. Так получилось, что мне особенно хорошо удаётся Беллатриса Лестрейндж. Сейчас играю её на выставке, ранее и на других проектах по вселенной Гарри Поттера. Мне легко передать её высокомерие: видимо, улавливаю её токсичность. Когда посетители стараются меня подколоть, задав неудобные вопросы, отвечаю им так, как это сделала бы сама Белатриса. Спрашивают, например: «Зачем ты убила Сириуса Блэка?»

Отвечаю ребёнку, задавшему провокационный вопрос, без тени сомнения: «А ты думаешь, это нормально – предать чистоту своей крови и дружить со всякими грязнокровками?!» И тогда даже взрослые верят. Хотя в этой истории мне ближе всего Гермиона. Тоже люблю читать и умничать (Смеётся. — Ред.)».