На Среднем Урале оформляется современная молодёжная субкультура

Участники фестиваля творчески подошли к созданию образов персонажей. © / Роман Рамазанов / «АиФ-Урал»

В минувшие выходные в Екатеринбурге прошёл крупнейший на Среднем Урале фестиваль современных развлечений «ГикКон». Любители комиксов, сериалов и фильмов, подкастов, поп-музыки, фанатской атрибутики, кос­плея, видеоигр и настольных игр собрались на одной площадке.

   
   

Этот фестиваль необычен для Среднего Урала, так как на его основе оформляется новое молодёжное течение, именуемое гик-культурой.

Для многих обывателей она незнакома и остается непонятной и непонятой, так как не похожа на панков, готов, рокеров, байкеров и другие субкультурные движения, которые ранее были широко известны.

Странные типы?

Английское слово geek произошло от немецкого Geck – «чудак». Изначально оно носило не очень дружелюбный и не очень толерантный характер.

Так называли людей, которые выступали на ярмарках или в цирковых номерах с целью шокировать публику либо своим внешним видом, либо теми номерами, которые они исполняли.

Сегодня же гиками принято называть людей, фанатично увлечённых какой-то сферой науки, техники, мира кино, музыки или литературы.

   
   

Большой процент из общего числа составляют гики, помешанные на компьютерных технологиях, изобретениях, новых научных открытиях.

Фото: Предоставлено организаторами

Если вы знаете все книги о Гарри Поттере или Властелине колец, устраиваете костюмированные вечеринки в этом стиле, можете в любое время суток процитировать любой отрывок из любой части книги, тогда вы – гик.

Всего за несколько десятилетий образ гика — «ботаника» и «прыщавого зануды» — радикально изменился.
В настоящее время гики – это крайне увлечённые чем-либо люди. А это значит, что они обладают огромными знаниями и глубиной понимания определённого предмета.

Гики настолько много времени и сил посвящают своему увлечению, что оно становится ведущей линией всей их жизни.

Они зачастую общаются только с гиками той же сферы увлечений, тратят огромные суммы на приобретение элементов коллекций и объектов поклонения (коллекционные номера комиксов, манги, фигурки супергероев или диски с режиссёрскими версиями фильмов и множество других вещей), собирают компании и вечера для обсуждения тем, устраивают косплеи, турниры и множество других мероприятий.

Фото: «АиФ-Урал»/ Александра Вашкевич

Можно сказать, что это спе­цифическая прослойка культуры нашего общества, но не нужно думать, что все они – странные типы, которые днями и ночами сидят перед компьютером, не моются, не выходят из квартир и вообще избегают человеческого общества.

Такие люди зачастую ведут активный социальный образ жизни, создают семьи, а некоторые становятся выдающимися художниками, режиссёрами, программистами и учёными.

В образе

Впервые фестиваль прошёл в Екатеринбурге в 2019 году – за восемь часов его посетили 16 тысяч человек. Организацией тогда и сейчас занимается команда Ural Music Night при поддержке Фонда Президентских грантов. Автором концепции стал Сергей Сивопляс.

В 2021 году фестиваль «ГикКон» собрал огромное количество любителей косплея, каждый пятый зритель приехал на фестиваль в костюме или гриме. Многие участники месяцами готовили и отрабатывали свой образ.

Фото: Предоставлено организаторами

В частности, жюри по косплею оценивало и качество пошива костюма. Отдельно отмечалось, сам ли человек его сделал или купил. Но одного прекрасно выполненного костюма для победы недостаточно.

Каждому участнику нужно было выступить на сцене и отыграть образ своего героя так, чтобы многочисленная аудитория и жюри поверили, что перед ними действительно персонаж, сошедший со страниц комикса, фэнтези или аниме.

За полторы минуты славы участник должен был показать настоящее шоу с музыкальным сопровождением и сценарием выступления. Жаться в уголке сцены или стоять, словно восковая фигура – проигрышный вариант.

Как отметили в жюри фестиваля, «несмотря на твой яркий костюм, тебя сразу же забудут».

У разработчиков комиксов главным критерием для победы стало лучшее рисованное оформление сюжета и мира, в котором действует персонаж. Победитель получил право издать свой комикс тиражом 1000 экземпляров.

От игроделов победитель получил бонус в виде поддержки в разработке своей собственной игры и игровую приставку Nintendo Switch.

Отметим, что на фестиваль приехали зрители и участники не только из городов Свердловской области, но и со всей России. Самые творческие и активные участники получили денежные призы от фестиваля «ГикКон» и Фонда Президентских грантов.

Индустрия будущего

Сергей Сивопляс, основатель фестиваля «ГикКон»:

– Для меня этот фестиваль – детская мечта. Когда я был ребёнком, я очень любил игры. Но в моём детстве у взрослых и многих моих сверстников существовал стереотип, что тот, кто играет в игры, – «задрот» и ничего в жизни не добьётся. Поэтому дальше увлечения у меня, к сожалению, это не ушло.

Сейчас всё иначе. Перелом в отношении к этим увлечениям произошёл после того, как пришёл широкополосный интернет. Для России важную роль сыграли сначала различные тематические форумы и порталы, а затем и соцсети.

А наш фестиваль даёт не только развлекательную составляющую, но и двигает людей развиваться в каком-то из направлений. Я надеюсь, что масштаб будет нарастать и у нас будет больше развлекательных и интерактивных зон для более широкой аудитории.

Благодаря Фонду Президентских грантов мы поощряем наиболее талантливых участников. Но прелесть в том, что не только мы поощряем творчество и дарим денежные призы на развитие. Наши эксперты и друзья фестиваля также откликнулись и решили поддержать молодых авторов и разработчиков.

Основной целевой аудиторией мероприятия являются подростки. По сути, это новые взрослые, которые будут строить нашу индустрию развлечений в ближайшие 10–15 лет.

Мы все так или иначе любим смотреть сериалы, играть в игры, читать книги и комиксы, и если их подростковая любовь к играм, косплею и комиксам перерастёт в профессиональную работу, мы получим много творчески одарённых профессионалов, которые в будущем будут создавать что-то новое в этих направлениях.

Косплей в массы

Светлана Зимина, эксперт жюри фестиваля по косплею:

– Сейчас гик-культура, и косплей в частности, на Среднем Урале начали развиваться активными темпами. До этого люди знали только ролевые и рок-фестивали.

2017 год можно назвать отправной точкой, когда в Свердловской области началось формирование гик-культуры и творческой её части – косплея. На данный момент сообщество очень молодое, но есть и старожилы, им 30–40 лет, которые также участвуют в костюмированных фестивалях.

Отличительной особенностью уральских мероприятий от других регионов России стало то, что мы изначально приглашали всех, кто желает показать свой образ любимого героя, не разделяя людей на любителей японских аниме или фанатов комиксов про Бэтмена и Супермена и других героев.

За счёт этого на стыке Европы и Азии косплей приобрёл широкий спектр аудитории с разными персонажами и множеством творческих людей. Также изюминкой уральских костюмированных фестивалей является создание оригинальных образов, которые люди придумывают и создают своими руками.

Культура карнавала

Надежда Сивкова, доцент кафедры политических наук УрФУ, кандидат социологических наук

Гик-культура считается новым феноменом нашего общества. Но средневековые костюмированные карнавалы также выполняли культурную и социально-психологическую функцию.

Гик-куль­тура сродни именно культуре карнавала. Она позволяет выплеснуть внутреннюю энергию. Кроме того, это направление стало ответом на рациональность и серость, которых хватает в нашей жизни.

Если же смотреть на это явление с социально-психологической точки зрения, то гик-культура – это возвращение в детство. И часть её может быть порождением инфантилизма, когда люди в 30 и 40 лет продолжают играть в игры, отказываясь вести взрослую жизнь, создавать семьи и воспитывать детей.

Это формирование особой игровой культуры, когда меняется логика, а настоящая жизнь подменяется виртуальной реальностью или, наоборот, виртуальная реальность игр переносится в действительность. В этом случае мы можем сталкиваться с разочарованиями, когда жизнь не соответствует игре.

С попытками подтянуть жизнь к игре, в том числе посредством коррекции своего внешнего вида – избытком пирсинга на теле, коррекцией лица и фигуры и так далее. Подобные вмешательства нарушают естественные законы природы, по которым живёт человек.

И в рамках переноса игры в реальность может сформироваться такая группа людей, для которой это будет вся их жизнь. Когда их количество составляет не более одной сотой процента, это не вызывает проблем в обществе, но когда данное явление оформляется в большую группу, это становится поводом для беспокойства.

Я полагаю, что сейчас это именно элемент творческого самовыражения  различных групп людей. Поэтому развитие гик-культуры нужно двигать в позитивном направлении. Она вполне формируема и управляема. Не стоит отдавать её стихийному воздействию деструктивных и агрессивных элементов, которые, к сожалению, есть в нашем информационном поле.