Новый формат: как учатся и отдыхают студенты УрФУ?

В 2020 году исполняется 100 лет крупнейшему в регионе Уральскому федеральному университету. Об особенностях работы вуза и празднования юбилея в период пандемии «АиФ-Урал» рассказал проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Андрей Созыкин.    
   
Будни и выходные в онлайне. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

«Мы были готовы»

— Андрей Владимирович, как прошёл массовый переход университета на дистанционное обучение?

— Переход был сложным, но не долгим, потому что технически мы были к нему готовы. Представители нашего университета участвовали в рабочих группах Минобрнауки РФ, и уже через неделю УрФУ перешёл на полный дистант. Примерно ещё неделя ушла на то, чтобы настроить и отладить все процессы. К середине апреля система заработала на полную мощность.

— Сложности были технического, организационного, социального характера?

— И те, и другие, и третьи. Университет уже давно занимается цифровизацией обучения, у нас было подготовлено много онлайн-курсов на платформе открытого образования Openedu.ru, также есть курсы на международной образовательной платформе EdX. Не все, но значительная часть преподавателей и студентов и до пандемии умели со всем этим работать. Но когда состоялся полный переход на дистант, произошёл резкий рост нагрузки. Дирекция информационных технологий экстренно добавляла вычислительные мощности, усиливала оборудование, настраивала программное обеспечение, чтобы с теми же системами могло работать гораздо больше людей.

Одновременно всех без исключения педагогов надо было научить вести лекции и семинары через системы типа Zoom, Microsoft Teams или Google Meet. С этим мы тоже успешно справились.

   
   

— Педагоги болезненно восприняли временный отказ от очного обучения? Кому было труднее всего?

— Проблема, и достаточно серьёзная, в том, что всех педагогов готовили к обучению на очной основе. Все методики рассчитаны на живое общение, а на дистанте работают совершенно другие принципы. Как общаться со студентами в онлайне, наших преподавателей никто не учил, таких курсов просто не существует. Наибольшие же трудности испытали как раз те, кто был склонен к традиционным формам обучения, кто вёл один и тот же курс много лет и ничего не хотел менять. При этом возраст и сфера образования здесь ни при чём! Тот, кто готов изменяться, тот лучше всего адаптируется в сложившихся условиях.

У нас есть преподаватели преклонных лет, которые прекрасно читают лекции из дома, и относительно молодые педагоги, которые настаивают на обязательном личном контакте со студентами. Есть гуманитарии, которые успешно перешли на продвинутые цифровые инструменты, и технари, у которых это получается не очень хорошо.
Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— А как студенты восприняли переход на новые формы обучения?

— Тоже по-разному. Студенты старших курсов, многие из которых уже работают, восприняли изменения на ура. Днём они могут трудиться, а учиться в свободное от работы время. Младшекурсникам, которые недавно окончили школу, пришлось сложнее. У них ещё недостаточно навыков самоорганизации, им тяжело спланировать день. Кроме того, у младших курсов нет устоявшегося контакта с одногруппниками и с преподавателями. Выстраивать контакты в дистанционном режиме, когда ты не знаешь человека, гораздо сложнее. В целом же большинство студентов восприняли нововведения гораздо позитивнее, чем педагоги, для них такая форма обучения естественна.

Не все студенты охотно приняли дистант: кому-то по-прежнему не хватает обычных студенческих будней. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

Два режима обучения

— Из каких компонентов состоит дистанционное обучение в УрФУ?

— Есть два режима. Асинхронный, когда вы читаете какую-то книжку, смотрите материал на YouTube, после чего выполняете задание, проходите тесты, пишете эссе, статью или программу. Второй режим — синхронное обучение, когда в определённое время нужно подключаться к какой-то системе, где, например, преподаватель читает лекцию. Студент слушает, смотрит, задаёт вопросы. В такой же форме проводятся семинары. Практикуются также онлайн-курсы, когда обучение проходит без участия преподавателя. У нас, например, есть курсы по инженерной механике, где очень хорошие симуляторы; учащийся наглядно видит, как происходят физические процессы, может поменять параметры системы.

При синхронном обучении студенты могут всей группой слушать одну лекцию онлайн. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Трудностей с контролем и оценкой успеваемости не возникло? Может ли студент при такой форме обучения обмануть преподавателя?

— Тут два аспекта. Некоторым молодым людям реально тяжело изучать предметы на дистанте, они волнуются, на них сыплется поток новых знаний из разных систем, не у всех хорошие навыки самоорганизации. Мы, со своей стороны, с пониманием относились к тому, что студенты не всё и не всегда вовремя сдают, не всё усваивают. Но мы контролировали учебный процесс. Речь в том числе идёт об экзаменах в конце учебного года. Они проходили с прокторингом — онлайн-сопровождением и контролем учащегося. Система отслеживает, чтобы в компьютере были включены камера и микрофон, наблюдает, что делает человек, анализирует, что происходит на мониторе. Она может зафиксировать, например, что в одной вкладке студент открыл вопросы теста, а в другой ищет в Google или Яндексе ответы. При этом всё делается автоматически.

До 40% дисциплин будут преподавать в УрФУ с использованием онлайн к 2024 году.

— Насколько эффективна такая система?

— Наши специалисты оценили эффективность выполнения заданий в системе прокторинга и без неё. И пришли к выводу: если выполнять тестовые задания, набор которых ограничен, то через некоторое время студенты все эти задания запишут и будут предоставлять тем, кто учится на младших курсах. Но можно задействовать более сложные системы, когда задания генерируются автоматически. Их невозможно запомнить, и, если время сдачи ограничено, а вы не подготовились, вы просто не успеете их решить. Найдёте в интернете ответы на два-три вопроса, а десять останутся нерешёнными. В этом случае нет разницы, наблюдаем мы за студентом или нет.

Иногда у студентов возникают проблемы с самоорганизацией. Особенно это касается младших курсов. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Как в этом году проходила работа с абитуриентами?

— Дни открытых дверей проводились в формате онлайн, вся приёмная кампания также была организована дистанционно – через систему личного кабинета. Основные сложности возникли из-за переноса сроков сдачи ЕГЭ, так как у людей было мало времени, чтобы подать документы. Но у нас всё получилось. Надеюсь, что такая форма приёма сохранится и в дальнейшем. Мы заметили, что в этом году к нам поступило гораздо больше заявлений из других городов и регионов. Абитуриентам не надо было приходить в университет лично, чтобы сдать документы, многие этим воспользовались, и это плюс. Мы – федеральный университет, и мы заинтересованы в том, чтобы у нас учились люди со всей России.

Всё делали правильно?

— В каком формате университет работает сегодня?

— Сегодня у нас смешанный формат. Часть лекций, семинаров и практических занятий проходит дистанционно, часть – в очной форме. Это либо работа с оборудованием, либо семинары, где нужна дискуссия, либо когда выступают яркие приглашённые преподаватели. Всё-таки энергетика живого общения с людьми совсем иная, чем когда педагог читает лекцию на камеру. Естественно, введён масочный режим, проводится регулярная уборка помещений средствами дезинфекции, на входе в университет при помощи тепловизоров у всех измеряется температура. Мы соблюдаем все меры, рекомендуемые Роспотребнадзором.

Сейчас в УрФУ смешанный формат обучения. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Теоретически высшее образование может быть полностью дистанционным?

— Всё зависит от того, о каком образовании идёт речь. Если мы говорим о медицине, то, скорее всего, это невозможно, там необходима работа с реальными людьми. А если это IT, то почему бы нет? Отмечу, что в стратегии развития УрФУ ещё до пандемии было заложено планомерное увеличение онлайн-нагрузки и использования электронных образовательных ресурсов. В прошлом учебном году у нас лишь 5% дисциплин преподавалось онлайн, а в этом их число составляет 20%. Планируем, что к 2024 году онлайн-нагрузка вырастет до 40%. Пандемия подтвердила, что выбранная нами стратегия оказалась правильной. Главное, чтобы все преподаватели и студенты поняли, что это нужно, что в любой момент возможен полный переход на дистант, и были готовы к этому.

— Есть такое избитое выражение: мир больше не станет прежним. Пандемия сильно повлияла на систему высшего образования в целом?

— На самом деле, все технологии у нас были и до пандемии. Если бы у нас их не было, мы бы не смогли так оперативно и достаточно успешно, а главное массово перейти на дистант. Коронавирус просто ускорил развитие высшего образования в этом направлении. При этом мы не говорим, что это лучший способ обучения.

Актуальные проекты

— УрФУ получил два серьёзных гранта от Минобрнауки РФ. Что это за гранты и какова цена вопроса?

— Это гранты на разработку модели цифрового университета и создание международного научно-методического центра для распространения лучших практик подготовки кадров в области математики, информатики и технологий.

Гранты подразумевают выделение 647 млн рублей на три года.

Концепция цифрового университета состоит из нескольких частей: онлайн-образования, создания специальных сервисов, автоматизации инфраструктуры. Тот же прокторинг раньше мало кто применял, а сегодня его вынуждены применять все. Есть система индивидуальных образовательных траекторий, когда студент может сам выбирать уровень освоения предмета, преподавателя, технологию обучения. Эта модель в дальнейшем может быть распространена и на другие вузы России.

Фото: Фото пресс-службы УрФУ

Во втором случае мы разрабатываем курсы для преподавателей других университетов. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» рассчитан на то, что у нас в стране будет готовиться большое количество специалистов в сфере IT. Но для этого нужны соответствующие педагоги, которые могут преподавать целый ряд дисциплин (искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, прикладные математические методы и многое другое). Оба гранта мы выиграли ещё в прошлом году, но пандемия прибавила актуальности обоим проектам.

— В этом году УрФУ исполняется 100 лет, так получилось, что юбилей пришёлся на период пандемии. Это отразилось на формате проведения праздничных мероприятий?

— Да, этот год для нас особенный, юбилейные мероприятия будут идти в течение всего года – в онлайн- и офлайн-форматах. Некоторые из них уже состоялись, например, грандиозный праздник «Выпускной УрФУ», который вёл известный телеведущий Иван Ургант. Он проходил дистанционно и собрал, если не ошибаюсь, порядка 500 тысяч зрителей!

Но особенно насыщенным в этом плане будет октябрь. Руководство вуза запланировало около двух десятков научных, образовательных, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Это в том числе открытие онлайн-музея университета, финал IX общероссийского конкурса «Университетская книга», презентация книг, торжественное вручение премии «Признание», открытие выставки «100 лет Уральскому федеральному» в Ельцин Центре и Госдуме, вручение памятных медалей, собрание выпускников университета в Москве и многое другое. Центральным событием 23 октября станет интеллектуальное шоу в онлайн-формате с участием Леонида Парфёнова. С полным списком мероприятий можно ознакомиться на сайте нашего вуза.

Досье

Андрей Созыкин родился 20  марта 1979 года в городе Чайковском. В  2001 году окончил Пермский государственный технический университет по  специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и  сети». Кандидат технических наук. В 2020 году назначен проректором по развитию образовательной деятельности УрФУ. Занимался созданием суперкомпьютеров в Институте математики и механики УрО РАН.