
Не под галочку
Рада Боженко, «АиФ-Урал: – Евгений, новое, как известно, хорошо забытое старое. У нас с вами в школе был такой предмет – НВП. Вам что-то пригодилось из него в жизни?
Евгений Бунтов: – С годами понимаешь, что многие вещи, которые в школьные годы казались ненужными, потом всё равно пригождаются. И потом, согласитесь, когда тебя что-то в школе заставляют делать, а ты не представляешь зачем – это одно, а когда обстоятельства жизни вынуждают что-то изучать – это совсем другое. Правда нашего времени такова, что простые гражданские люди должны иметь какие-то основы начальной военной подготовки. И я имею в виду в том числе и обстоятельства, никак не связанные с военными действиями, – нападения на учебные заведения, к примеру. Наша молодёжь, пребывающая в комфорте, не готова к стрессовым ситуациям, она не знает, что делать, как себя вести в экстремальных ситуациях.
Но, повторюсь, правда времени вносит свои коррективы. Посмотрите, как сегодня стали востребованы курсы тактической медицины. Люди поняли, как важно обладать навыками, которые могут пригодиться в любой сложной ситуации, перед любой опасностью: техногенной, террористической и так далее. Мы к этому не готовы, потому что десятилетиями жили в комфорте, полагая, что беспокоиться не о чем. Увы, правда жизни другая. Сегодня мы возвращаемся к той подготовке, которую нам некогда давали, и, думаю, это правильно, это необходимо. Дай бог, чтобы не пригодилось, но, повторюсь, это необходимо.
И потом курс НВП – это больше история про психологическую готовность молодого человека к внештатным ситуациям, про внутреннюю собранность, внутреннюю мобилизацию.
– Было бы кому учить, вот ведь ещё в чём проблема.
– Да, это отдельный серьёзный вопрос. Нас с вами ещё учили фронтовики и специально подготовленные педагоги. Я сам оканчивал в университете факультет начального военного образования, из нас, афганцев, специально была набрана группа, чтобы мы передавали опыт. А сейчас ничего подобного нет, подготовка преподавателей НВП была обнулена, материальная база разбазарена.
Наверное, не зря начальную военную подготовку давали офицеры. И сегодня, думаю, снова пришло время обращаться к ветеранам боевых действий, предоставлять им возможность проходить обучение, чтобы получить доступ к педагогической деятельности. Самым неправильным и, более того, опасным было бы пойти по пути дополнительных учебных часов, которые возьмут на себя женщины-учителя и которые будут проводить их формально, под галочку. Для преподавания НВП нужны знания, нужен реальный опыт. Мне кажется, было бы разумно приглашать на тематические уроки специалистов. К примеру, на урок по тактической медицине – военного медика, по основам стрельбы – инструктора по стрельбе и так далее. А педагог в таком случае выступал бы организатором, координатором этого сложного процесса.
Вы знаете, ветераны Афганской войны никогда не прекращали работать с молодёжью. В том числе и тогда, когда НВП была вычеркнута из учебной программы. Но в её рамках эта работа, безусловно, будет вестись на ином уровне. Если, конечно, повторюсь, всё не будет спущено до формализма.
Молодёжь должна соответствовать духу времени, вызовам сегодняшнего дня. А они сегодня вот такие.
Избавиться от шелухи
– Общество в целом готово принять эти вызовы?
– Оказалось, да. Посмотрите, как здравомыслящие люди стали собираться в кулак! А то ведь расползлись все кто куда. И тут появилась доминанта, то, ради чего стоит объединиться. Я, вообще, считаю, что военная история нашей страны и движение народа через эту историю – это главное достояние России.
Мы должны, наконец, понять, что пора возвращать наш нравственный стержень, вокруг которого будет строиться будущее общество, с которым будут жить наши дети и внуки.
– Вы, по сути, сейчас говорите о скрепах. А это слово сегодня нередко упоминается в ироническом ключе.
– Для традиционных народов, для многонациональной России нравственные категории всегда были превыше всего. Люди, которые им следуют, Родину за бургер не продадут. А тех ребят, которые устраивают истерику, потому что у них бургер отняли, я даже слушать всерьёз не могу. Я давно на свете живу, я видел, как всё это зло развивалось, видел, как нашу страну начали вести к гуманитарной катастрофе. Нравственная распущенность выдавалась за свободу. Мы катились в пропасть. Вернувшись из Афгана, мы всё это увидели и вступили в борьбу за наши национальные ценности. Возрождение традиционной России, конечно, не всем интересно. Ну так что, всех слушать? По мне так это только зря время терять.
Смотрите, рабочая неделя в образовательных учреждениях теперь начинается с поднятия флага России, с гимна России. В школы будет возвращена начальная военная подготовка. Кажется, мелочи, да? Нет! Так, по крохам, государство и собирается в кулак. Да, нам предстоит большая работа, в том числе над собой. И это не зона комфорта, это тропа в гору. Это стоит каждому понять, слезть с дивана и идти вперёд.