8 октября в виртуальном пространстве Екатеринбурга началась паника. В чатах стали распространяться сообщения о готовящемся нападении на учебные заведения города. Якобы некий молодой человек собирается пронести оружие в чехле из-под гитары в случайно выбранную школу или колледж и устроить стрельбу. Также в сообщениях фигурировала нечеткая фотография молодого человека с оружием, якобы размещённая им на странице в сети «ВКонтакте».
Тревожное утро
После трагедии в Перми, когда Тимур Бекмансуров убил шестерых и ранил несколько десятков человек в местном университете, многих такие сообщения напугали. Бекмансуров перед нападением на вуз также размещал посты в социальных сетях и рассказывал о своих планах. Так что многие студенты, прочитав подобные сообщения о вероятной стрельбе в Екатеринбурге, решили не идти на занятия. Родители не пускали своих детей в школу. Некоторые учебные заведения экстренно объявили на день дистанционное обучение. Силовые структуры незамедлительно отреагировали на ситуацию.
Злая шутка
К обеду 8 октября появились официальные комментарии вузов. В частности, в УрФУ сообщили, что ситуация на контроле управления безопасности вуза и правоохранительных органов, а студенты находятся на занятиях, которые проводятся по расписанию. Бойцы Росгвардии провели проверки в школах Екатеринбурга и никаких признаков готовящегося нападения не обнаружили.
Пользователи соцсетей обратили внимание на то, что подобные сообщения уже появлялись в чатах Чебоксар и Саратова. А 8 октября одновременно с Екатеринбургом появились предупреждения о вероятной атаке скулшутера на Вятский государственный университет, авиационный техникум и местную школу. К счастью, все эти сообщения оказались фейком, никто на учебные заведения так и не напал. Но это стоило массы нервов учащимся, родителям и педагогам. И потребовало серьёзных усилий от силовиков, реагирующих на подобные сообщения со всей серьёзностью. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за такие действия.
По мнению адвоката, в опубликованных фрагментах сообщений недостаточно данных, чтобы делать выводы об умышленности и хулиганстве. Однако полиция в свете последних событий в Перми может рассудить иначе.
Эта статья предусматривает штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок от двух до трёх лет. Однако в статье есть и пункт второй, где говорится о том, что в случае, если действия были произведены в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекли причинение крупного ущерба, автор фейка может оказаться в заключении на срок от трёх до пяти лет.
Надо сажать
По мнению Анны Кирьяновой, такие действия должны преследоваться по закону. Причиной же появления фейков она считает низкий уровень умственного развития и отсутствие осознания последствий своих действий. Также, по её мнению, распространять информацию о трагедиях, подобных пермской, надо осторожнее. «Во многих развитых странах информацию, связанную с агрессией, не делают центральной новостью, – рассказывает Анна Кирьянова. – Дело в том, что человек склонен к имитации. И чем ниже уровень его умственного развития, чем выше уровень агрессии, тем больше шансов, что человек попытается повторить что-то, о чём он прочитал в новостях. Если не на уровне стрельбы, то хотя бы на уровне сообщений о ней. Часто после какого-либо громкого преступления проходит волна фейков. Особенно часто такие сообщения распространяют люди, находящиеся под влиянием алкоголя, или подростки, у которых гормоны бушуют, а контроль снижен в силу возраста».
* Cкулшутинг (от англ. school shooting) – стрельба в школе.