В честь Дня учителя Администрация Екатеринбурга провела встречу с молодыми педагогами города. Новоиспечённые преподаватели рассказали о своих ожиданиях и опасениях, о первых победах, а также высказались на самые волнующие учителей темы.
Чего стоит завоевать авторитет
Перед педагогами стоит задача завоевать доверие и уважение детей. Многие из них, начиная свой путь, думают, что это самое сложное в работе учителя. Однако участники встречи в мэрии – те, кто совсем недавно начал вести уроки, – рассказали, что справиться с этим оказалось легче, чем они ожидали.
«Поначалу я опасалась, что старшеклассники не будут воспринимать меня как наставника из-за небольшой разницы в возрасте. Однако всё зависит от грамотного подхода. Важно, чтобы преподаватель смог завлечь детей, чтобы они почувствовали важность уроков, были заинтересованы. Тогда повысится и авторитет педагога», – поделилась мнением Снежана Евстратьева, классный руководитель и преподаватель финансовой грамотности в средних и старших классах Гимназии № 176.
Снежана стала педагогом по воле случая. Изначально девушка изучала мировую экономику и международный бизнес, но зашла в гости к своему классному руководителю, который и уговорил студентку сменить в профессию. Теперь девушка сама стала наставником для нового поколения школьников.
Молодые учителя озвучили мнение, что главными качествами хорошего педагога являются умение соблюдать баланс между строгостью и мягкостью, выставлять личные границы, а также поддерживать позитивный настрой. Именно это создаёт нужную атмосферу и помогает построить грамотные отношения не только с учениками, но и с их родителями.
«Со стороны родителей хочется больше видеть поддержку своих детей – это лучший способ помочь им в обучении, а педагогам – в работе на благо ребят. А вот чрезмерный контроль только затормаживает процесс обучения», – отметил преподаватель информатики Гимназии № 176 Даниил Зуев.
Даниил преподаёт в школе первый месяц, и пока отлично справляется со школьниками и понимает их. По его мнению, ребёнок, родитель и учитель – это одна команда. Добиться успеха можно только совместными усилиями, поддерживая и уважая друг друга.
Новому поколению – новые предметы
С развитием технологий возникает необходимость дополнять образовательную программу. Так в своё время в школах появилась информатика, а с 1 сентября этого года – курс финансовой грамотности. Привнести ценные изменения в обучение подрастающего поколения и призваны молодые кадры.
«Кто, как не молодой специалист, лучше справится с новым направлением? У таких педагогов нет методов, отработанных годами, а значит им намного легче приспособиться к "необкатанному" предмету, найти те рычаги, которые будут работать именно в этой области», – объяснила, классный руководитель начальной школы и преподаватель финансовой грамотности в средних классах МАОУ СОШ № 7 Ирина Копосова.
Ирина знакома с профессией учителя с самого детства – её мама и бабушка работали в школе. Сейчас Ирина сама преподаёт в том же учебном заведении.
Как опытный педагог мама готова помочь дочери в любой ситуации. Однако Ирина отмечает, что преподаватели со стажем меньше стремятся подстраиваться под новые условия. И тут им на помощь приходят молодые умы.
Гаджеты: враги или друзья?
Опытных педагогов волнует вопрос зависимости учеников от гаджетов. Преподаватели, которые родились в пик развития и распространения технологий, имеют на этот счёт своё мнение.
«В современном мире, где с каждым днём возрастают ценность и возможности гаджетов, запретить детям пользоваться ими нельзя. Но можно научить их делать это так, чтобы не вредило учебному процессу, а возможно даже усовершенствовало его», – поделился Даниил Зуев.
Ирина Копосова поддержала коллегу, приведя пример из своей практики в начальных классах: «На уроках мы используем приложение, которое создаёт учебные карточки с помощью искусственного интеллекта. Эта образовательная платформа помогает разнообразить урок и заинтересовать ребят возможностями новых технологий».
Проблема чрезмерного использования гаджетов постепенно уходит на второй план, говорят педагоги. Теперь основная причина беспокойства – некорректное использование нейросетей. Ученикам кажется, что тексты, созданные искусственным интеллектом, невозможно отличить от работы человеческого ума. Однако молодые учителя развеяли этот миф.
«Материал, который выдаёт нейросеть, является шаблонным, и отличить его от живого детского ответа легко. За месяц работы я поймала двух своих учеников, которые использовали искусственный интеллект при подготовке домашнего задания», – посетовала Снежана Евстратьева.
Но есть, по словам педагогов, и позитивный момент: дети в начальной школе не склонны к постоянному использованию мобильных устройств. На переменах они больше общаются друг с другом и редко берут в руки смартфоны.
Молодая гвардия
За педагогами-новобранцами – будущее сферы образования. И молодые наставники не скрывают своих амбиций.
«Возможно, я смогу создать своё образовательное пространство, где буду практиковать те техники, которые не используются в классической школе. Думаю, стоит изменить некоторые методы работы, чтобы ребята лучше усваивали информацию. Но для этого необходимо сократить число учеников на занятии», – раскрыла свои замыслы Снежана Евстратьева.
Ирина Копосова видит своё будущее в помощи самим учителям – проведении вебинаров и организации профессиональных встреч.
«Сейчас я состою в городском совете молодых педагогов, а также в совете учителей по Октябрьскому району. На встречах мы с коллегами обсуждаем проблемы в работе и стараемся найти решения. Это – и психологическая разгрузка, и обмен опытом», – рассказала Ирина.
Девушка видит в поддержке коллег путь к развитию и новым возможностям. Это подкрепляет её желание стать наставником не только для детей, но и для специалистов в сфере образования.