Художник Алексей Ефремов - о зарастающих полях и патриотизме

 Но при этом сам автор замечает, что отражённое на холсте и реальность - разные вещи. «Умирает деревня, - говорит художник. - Люди уезжают, и когда-то цветущие поля зарастают полынью».

   
   

Потеряли традиции

Кристина Шабунина, АиФ-Урал: О чём сегодня художники говорят в своих картинах? Должны ли работы авторов отражать их гражданскую позицию?

Алексей Ефремов: Мне кажется, это не обязательно. Картина - не газета… Вот я абсолютный лирик, и для меня главное в искусстве - это свет, тепло, добро, гармония… В отзывах, которые оставляют посетители моих выставок, всегда присутствуют два слова - добро и свет. Это то, к чему человек как бабочка стремится, то, чего всем нам не хватает. Наше искусство называется изобразительным, но смысл - не в самом изображении. Если взять и точно скопировать - будь то человек или природа, - работа получится очень скучной. Что-то там должно ещё присутствовать. Когда есть чувства, выражение и образ, это искусство, а если их нет - просто изображение.

- Девятнадцатое столетие признано золотым веком культуры. А наше время, на ваш взгляд, как восприниматься будет потомками?

- Одно время мы считали, что всё, что было сделано в Советском Союзе, - это плохо, и всё рисовали как на Западе. А сегодня мы оглядываемся на 30-40 лет назад и понимаем, что ничего подобного уже сделать не можем. Мы во многом потеряли академическую основу, потеряли традиции. Сальвадор Дали всегда говорил в наставлениях начинающим творцам: «Художник, прежде всего, научись рисовать так, как это делали старые мастера. А после этого делай всё, что ты захочешь».

Когда есть чувства, выражение и образ, это искусство, а если их нет - просто изображение. Фото: с личной страницы в Facebook Алексея Валентиновича Ефремова

- Сегодня многие, даже не имея образования, берутся за кисти и краски. Признания ли ради, самовыражения или финансовой стороны?

ДОСЬЕ
Алексей Валентинович Ефремов родился в Екатеринбурге в 1963 году, закончил художественное училище им. Шадра, факультет искусствоведения в Уральском государственном университете. Художник, преподаватель, создатель более 60 музеев и выставок «под ключ» по всей стране в составе группы «Артефактум». Автор собственных многочисленных выставок. Лауреат Губернаторской премии за вклад в изобразительное искусство.
- Все дети очень любят рисовать, и считается, что не только любят, но и умеют. Это тот мир, который неподвластен взрослым. Ребенок сидит и рисует то, что хочет. Проходит время, и имеющихся навыков знаний о жизни становится недостаточно для самовыражения. И, если ребёнка не отводят в художественную школу, всё это потихонечку уходит. В жизни уже взрослого человека наступает момент, когда он начинает задавать вопросы самому себе, и занятия изобразительным искусством - это лучшее занятие для такого внутреннего диалога. Оно требует уединения, определённого круга интересов: выставки, литература, художественные фильмы - целый пласт, который занимает и наполняет внутреннее содержание. Человек уже набегался, заработал какие-то деньги, женился три раза, развёлся четыре, и дальше что? Тут-то и начинается диалог с самим собой. Такой диалог - основополагающее в творчестве каждого профессионального художника.    
   

Приходи - чаю попьём

- Драматург Николай Коляда предложил увековечить уральский характер за его уникальность. Уральцы действительно такие необыкновенные люди?

- Я не разделяю уральцев и русских в целом. На мой взгляд, мы все - люди неравнодушные, способные сплотиться вместе вокруг какой-то идеи. Я часто бываю в маленьких провинциальных городах, будь то Таганрог, Суздаль, Камышлов, Чердынь. Стоишь на улице, работаешь, подходят люди. «Художник, как тебя зовут. Откуда ты?» - спрашивают они и предлагают: «Ты, как закончишь, приходи в дом к нам, будем чай пить».

Это тот мир, который мы потеряли в своём большом городе, где все бегут мимо и голову на тебя не повернут. Это мир, где люди живут в гармонии с соседями, природой, самими собой… Вот берег реки Серга, дома деревянные, дровишки, леса вокруг, туманы, дожди. На картинке - полная гармония.

- На картинке - и правда, такая домашняя добрая атмосфера. А если в реальность окунуться? Что там сегодня происходит?

- Всё абсолютно разрушается, заниматься-то там нечем! Система ценностей за прошедшие годы изменилась: раньше люди готовы были бросить всё, уезжали на целину, жили небогато, но хотели принести какую-то пользу конкретную. У нас это всё потеряно, к сожалению. Мы возрождаем Верхотурье - одна программа, вторая, сейчас третья готовится. А чем там люди-то будут заниматься? Ведь раньше там был коньковый завод, яблоневый сад, колхоз, совхоз - чего только не было! А сегодня там нечем заниматься, ну и уезжают люди оттуда. Поля, которые раньше возделывались, заросли полынью. Мне бы хотелось, чтобы возрождалось сельское хозяйство, чтобы в деревни отток из города был.

Своих святынь не знаем

- Долго время слово «патриотизм» звучало как пустой звук. Вам не кажется, что сегодня у людей вновь стала появляться гордость за страну?

- Патриотизма не было, потому что никто этим не занимался. И сегодня надо отдать должное нашему руководству, которое показало, что это возможно. Патриотизм может быть и более узким. Я, например, патриот своего края и всегда говорил, что лучше Урала нет ничего. Зачем нам заморские святыни, когда мы своих не знаем?

Обратная сторона - уничтожение памятников. Мне больно видеть, что старый Екатеринбург потерял своё лицо. Я вчера прогуливался возле отеля «Хаятт» и не мог понять, где нахожусь - в Арабских Эмиратах, Лондон-Сити или Екатеринбурге? Уже нет никакой разницы. Но это ведь не только география, но ещё и биография. Это не просто старые лачужки и домишки, это наше прошлое, история. Где взять-то патриотизм? Из чего его черпать, если мы всё ломаем? Слава богу, не все дома у нас еще сайдингом обделаны или под экскаватор пошли… Что-то ещё остается, и надо сохранить уцелевшее.

Смотрите также: