В тяжелых финансово-экономических условиях нагнетанию истерии мы можем противопоставить разумный подход к жизни. Об этом, в частности, «АиФ-Урал» беседует с философом, психологом, членом Союза писателей России Анной Кирьяновой.
Паникеров всегда карали
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Анна Валентиновна, год завершается непросто. Нас утешают тем, что мы подобные финансово-экономические потрясения уже проходили, переживем и на сей раз…
Поэтому, когда сегодня говорят, что мы уже переживали кризисы, это не утешительные слова, а то, что писатель Честертон назвал оскорбительным оптимизмом за чужой счет. Что такое, когда сорокалетнему, пятидесятилетнему человеку говорят, что через 30 лет Россия будет великой страной? Человеческая жизнь не вечна! Поэтому поколение 45-50-летних сейчас оказалось в страшной ситуации. Мы пережили в юности один кризис, в зрелости – второй, а сейчас нас вновь заставляют «вести санки». И «утешают» избитыми фразами «переживали и снова переживем, все временно». Но, как говорит мой отец – великий психиатр, – мы тоже временны.
Поэтому сегодня не надо зацикливаться на этих «утешениях», надо думать о том, как улучшить ситуацию в свой жизни, как улучшить свое бытие.
– Вам не кажется, что, ко всему прочему, еще и нагнетается искусственная истерия?
– Безусловно. На днях мне позвонила журналистка: «Хочу сделать с вами интервью. Заголовок уже придуман – «Нас всех поглотит ужасный кризис. Всему пришел конец». Разумеется, я категорически отказала. Во-первых, я под этим никогда не подпишусь. Во-вторых, зачем нагнетать атмосферу, когда люди и без того в напряжении? Паника очень быстро распространяется. Недаром же паникеров во все времена карали. Если ты публичный человек, ты должен нести ответственность за свои слова и за их последствия.
Потом эти люди будут стонать, что потеряли работу, что нечего есть. Так, дорогие мои, вы принимаете не меньшее участие в том, что сейчас происходит.
Разумное поведение, разумное распределение каких-то средств позволяло выжить людям даже во время блокады Ленинграда. Я ни в коем случае не провожу аналогии с теми страшными событиями, просто как пример поведения в стрессовых ситуациях. Когда в Ленинграде еще выдавали по карточкам по 800 грамм хлеба на человека, кто-то весь не выкупал. А кто-то выкупал, сушил сухари, в аптеках же покупали рыбий жир, аскорбиновую кислоту и глюкозу. Академик Капица вспоминал, что всю блокаду сожалел о том, что купил не 15 бутылочек рыбьего жира, а 12.
Понимаете, человек все равно, что бы ни случилось, несет ответственность за свою жизнь. И халатное, безалаберное отношение к ней, отсутствие запасов может обернуться боком. Сегодня по поводу людей, делающих запасы, говорят – панику нагнетают. Нет, это разумное отношение к жизни. Если ты купишь, положим, два килограмма соли, от тебя не убудет. Но ты совершишь действие! Деятельность же в психологии трактуется как активность человека, направленная на изменение окружающего мира.
Когда ты что-то предпринимаешь – хорошо. А сидеть и ждать, когда за тебя что-то решат… Может быть, что-то и решат, а может, спасательного жилета не хватит. И обвинять в этом придется только себя. Никто тебе не скажет: «Иди и купи три бутылки подсолнечного масла». Никто не скажет: «Не бери кредит, чтобы купить шубу из облезлой норки». Но, к сожалению, безответственность сегодня особенно видна в людях.
Дурак – это диагноз
– Легче найти виноватого?
– Конечно. Уровень агрессии растет. Всегда виноват врач, который не вылечил, психолог, который не подарил эликсир бессмертия, муж, который не оправдал надежды, начальник и так далее. А это опасно развитием взрывоопасной ситуации. Сегодня искры достаточно, чтобы «полыхнуло». Люди разучились сдерживать свои эмоции. В обществе сложилась ненормальная обстановка, и как только появится профессиональный поджигатель… «вспыхнет». Кто-то по глупости готовит для этого почву, не контролируя свои высказывания в том же интернете. А есть те, кто на сегодняшней ситуации пиарится и греет руки сознательно.
Профессор Ганнушкин в свое время писал о том, что в трудные времена резко растет количество конституционально глупых людей. Дурак – это диагноз. Таки люди просто не понимают, что им говорят, они делают какие-то свои выводы из того, что слышат, – крайняя примитивность мнений, суждений. Им про Фому, они – про Ерему. Кроме того, они отличаются еще и злобностью. И, когда количество таких людей превысит критическую массу, произойдет социальный взрыв.
Когда-то быть глупым было стыдно, быть необразованным, писать с ошибками – было стыдно. Сейчас чувство стыда стало исчезать. И эти люди стали приходить к власти, принимать законы.
– Анна Валентиновна, есть же мнение, что за крайней степенью падения следует возрождение…
– Надо разделять индивидуальную судьбу человека и судьбу страны. Не надо подменять понятия – это вызывает раздражение. Есенин правильно говорил: что мне толку, что деревья будут зеленеть, что река будет течь, что небо будет таким же синим и высоким, если не будет меня? В том-то и дело! Власти все время об этом забывают. Я не хочу сегодня платить тройные налоги и терпеть лишения, чтобы, предположим, в 2070 году построили башню до самого неба.
Почему свергли людоеда?
– В трудные времена, к счастью, возрастает не только количество дураков, но и милосердных людей, готовых помогать ближнему.
– Забота о других продлевает жизнь. Люди, которые о ком-то заботятся, легче переживают экономические потери. Милосердные дела уберегают человека от агрессии, от разрушительных помыслов, от депрессии. Это научные факты.
Но, к сожалению, мы сегодня все чаще сталкиваемся с навязанной благотворительностью. Многие люди уже боятся выходить в интернет, потому что увидят там очередную фотографию неизлечимо больного. Они не знают что делать. А самое главное, ты понимаешь, что государство ничего не делает. Что эти люди брошены на произвол судьбы. Если ты не совсем дурак, ты понимаешь – если уж трехлетнему ребенку не помогли, то тебе, здоровому дяде, тем более никто не поможет. Естественно, люди живут в тревожном ожидании.
Между тем главная, базальная потребность человека – потребность в безопасности. Даже еда и питье – идут следом. Поэтому нельзя людей постоянно держать в напряжении! Кажется, подумаешь, на два рубля подняли цену или какой-нибудь закон придумали. Но эти постоянные ситуации, выбивающие у нас почву из под ног, разрушают нашу базальную потребность.
Помните, в одной из африканских стран был тиран Бокасса, известный людоед, кровавый деспот. Его терпели. А свергли с чего? Он велел ввести школьную форму…
– Последняя капля?
– Понимаете, к чему толкую?! Да, есть понятие последней капли. Так же жена живет с мужем-алкоголиком, который ее избивает. Терпит десять лет, двадцать.. А потом он чай прольет, и она его убьет. Последняя капля.
Нельзя людей доводить до последней капли. Поэтому надо остановиться с ненужными законодательными инициативами. Нужно дать людям спокойно пожить, не трогать их год-два.
– Что мы можем противопоставить состоянию хронической тревожности?
– Ничего. Быть в обществе и быть свободным от него нельзя. Мы все равно пойдем покупать продукты.
Мы можем только действовать разумно. Покупать то, что нам по карману. Приучать себя к этому. Умеренность – качество души. Нужно его воспитывать в себе. И не только в кризисные времена.
– Кризис кризисом, но Новый год все равно придет….
– Праздники надо отмечать! Они имеют огромный терапевтический смысл. Любой праздник – это психологический ритуал и обряд, имеющий позитивный смысл. Нет настроения? Оно придет. Как известно, аппетит приходит во время еды. Но стоит помнить, чем больше надежд возлагаешь на этот праздник, тем больше разочарований. Поэтому пусть нашим девизом будет умеренность во всем!
Смотрите также:
- Пять самых действенных способов стать счастливым →
- «Друг» - это «другой я». Почему мы дружим? →
- Приворот и любовь: ничего общего →