9 Мая – это не только «Бессмертный полк», но и «Бессмертный цех»

Рада Боженко / «АиФ-Урал»

«К чему мы пришли? К тому, что наградами торгуют… Да эти награды должны лежать на современной божнице!» – говорит руководитель Центра истории «Опорный край державы», доктор исторических наук Анатолий Кириллов.

   
   

Велик риск встретить 75-летие Победы брожением скепсиса

– Анатолий Дмитриевич, когда мы с вами договаривались о встрече, вы очень взволнованно сказали: «Да, в преддверии юбилея Победы есть о чём поговорить». Что вас так тревожит?

– Вы знаете, сквозь нашу программу «Урал на маршруте Победы» уже прошло немало групп, и опираясь на определённую социологическую основу, могу утверждать: у современной молодёжи крайне низкий уровень знаний относительно участия их семьи в Великой Отечественной войне. Я уже не говорю о незнании последовательности событий этой войны, её героев (ребята представления не имеют, кто такой Александр Матросов, Николай Кузнецов и так далее), об отсутствии единой картины происходившего в 1941–1945 годах.

И в связи с этим меня беспокоит опасность того, что празднование 75-летия Победы будет сведено исключительно к участию в каких-то торжественных мероприятиях. Я ни в коем случае не против их проведения, но настаиваю: сегодня мы должны бросить силы на работу с молодёжью, чтобы они воспринимали юбилей Победы не как что-то формальное, не как возможность потусоваться на празднике, а осознанно, прочувствовав величие этого события.

ДОСЬЕ
Анатолий Кириллов. Родился в 1947 году в Магнитогорске. Окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, Свердловскую высшую партийную школу. Политолог, создатель Уральского центра Б. Н. Ельцина. Доктор исторических наук, профессор. Руководитель Центра истории «Опорный край державы». Автор многочисленных книг, посвящённых Великой Отечественной войне. В том числе последней – «Маршрут Победы».
С одной стороны я понимаю, что близкое восприятие исторических событий свойственно не более чем трём поколениям. Но с другой стороны, кто сказал, что это аксиома? Кто сказал, что мы не должны передавать знания, память последующим поколениям? И эту миссию должны нести не только педагоги, а всё взрослое население Среднего Урала. Пока же единого порыва в этой работе я, увы, не наблюдаю, что, разумеется, меня как историка тревожит. Тем более что наш регион особенный, в нём самые разные силы борются за мозги молодёжи, за влияние на неё, борются далеко не всегда с благими намерениями.

Велик риск встретить 75-летие Победы брожением скепсиса, недоверия. И риск этот усиливается тем, что мы не просто сдаёмся этому «принципу трёх поколений», мы не пытаемся преодолеть разобщённость поколений, которая сегодня очевидна. Между тем оппозиция, например, которая, безусловно, нужна стране, уже сгруппировалась против Победы. Сгруппировалась, понимая, что для расшатывания государства нужно бить по его основам, по уважению к своей стране, к её истории.

«Парижане, торжествуйте! Наш позор смыла Красная армия!»

– Что, на ваш взгляд, этому можно противопоставить?

   
   

– Подлинную информацию, донесённую до молодёжи в понятной, близкой для них форме, по тем каналам, которыми нынешнее поколение пользуется. Приведу пример. Прекрасная инициатива – грядущее появление «Городов трудовой доблести», и Екатеринбург – один из первых претендентов на это звание. Это нужно использовать! Не надо бросать все силы на то, чтобы собирать бумаги и отправлять их куда-то – это само собой, но сейчас самое время и прекрасный повод, чтобы обогатить те незначительные знания, которыми обладает нынешнее поколение.

На днях представитель завода имени Калинина встречался с ребятами и рассказывал о роли предприятия в годы Великой Отечественной войны. Не надо сразу носы морщить, мол, подросткам это неинтересно. Ещё как интересно! Они задавали вопросы, все вместе тут песни пели. Прежде чем отмахиваться, нужно для начала хотя бы попробовать проводить такие встречи. Тем более что нам, взрослым, есть что рассказать об опорном крае державы. И сегодня, я считаю, мы должны 9 Мая вывести не только «Бессмертный полк», но и «Бессмертный цех».
Мы должны передавать память об исторических событиях последующим поколениям. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Допускаю, что рассказывать об истории в целом сегодня непросто, если ты не специалист. Но ведь можно начать с локальной истории: своего региона, города, села, своей семьи. Нет у нас на Урале семей, которых бы так или иначе не коснулись события сороковых роковых.

Мой отец, например, работал на оборонном заводе, и его не отпускали на фронт, но он бился за это, пока всё-таки не ушёл добровольцем. Спрашивал его: зачем? Он просто ответил, что, имея опыт службы в армии, знание ведения боевых действий, он не мог оставаться в тылу. Отец повоевал по полной программе, вернулся с фронта весь израненный. И я преклоняюсь перед этим поколением, которое никогда не ныло, поражаюсь их оптимизму. Я никогда не слышал от них: «Ой, мы не знаем, как жить, как детей растить». Мои родители подняли трёх детей в одной барачной комнате! И об этом великом поколении надо говорить с молодёжью.

– Легко сказать. Попробуй до них достучись.

– Да, это непросто. Придя к нам, они сначала сидят и, как дятлы, долбят по кнопочкам телефонов – тук-тук-тук. Но стоит подбросить интересный материал – загораются, откликаются. Поэтому важно информацию о Великой Отечественной войне включить в тот контент, который они получают. Это первое. Второе, сегодня очень важно, чтобы эту информацию включали в свои программы не только учителя истории, но и преподаватели других дисциплин. Это можно сделать изящно, увлекательно, было бы желание.

– Не у всех оно есть?

– Смотрите, рядом с нашим центром две школы. Из одной уже почти все классы прошли по «маршруту Победы», а в другой директор заявил: «Учителям некогда». Показательно, не правда ли?

На фоне подобных примеров равнодушия ребята порой слышат полнейшее мракобесие. Так, одна дама недавно заявила: «Может, и не надо было города отстаивать. Зачем были нужны такие жертвы? Вон, посмотрите на Париж, который был сдан, сегодня он процветает». Подобным высказываниям нужно противопоставлять факты. Когда состоялась Сталинградская битва, 2 февраля, весь Париж был заклеен листовками: «Парижане, торжествуйте! Сегодня наш позор смыла Красная армия!» И во Франции, посмотрите: площадь Сталинградская, улица Сталинградская. Память там осталась.

И у нас, к счастью, есть примеры её сохранения. Скажем, в маленьком Волчанске издана Книга памяти с фотографиями ветеранов. Такие книги должны быть в каждом городе. Пора уже прекратить глумление над памятью.

Опасность – в желании хайпануть на этой теме

– Вы же наверняка знаете, что сегодня нередко Победе противопоставляются идеи пацифизма.

– Я считаю, что это одно из стремлений разрушить Россию, ещё один удар по устоям. Защищать свой страну, свой дом, свою семью – это долг мужчины. Нашему поколению повезло, нас обучали не только основной, но и военной профессии – это нормально. Я с гордостью вспоминаю свой первый взвод, свой Т-54 и, я уверен, для мужчины это очень важно.

Сомнительным идеям радикального пацифизма необходимо противопоставить исторические свидетельства из первых уст. Помню, как удивился словам отца: «Спасибо фашисту, что перебил мне ноги». А отец объяснил: «Это был опытный пулемётчик, и он мог бы мне, несущему раненого друга, прошить грудь, тогда нас бы там и закопали. Но он решил только вывести меня из строя, чтобы потом использовать в качестве рабочей силы. Чего захотел! Я встал, а потом догнал этого фашиста в Берлине». Какая образность, да?

Эти люди мало говорят о войне, но то, что они говорят, очень важно услышать. Поэтому сегодня нужно, если ещё живы в семье фронтовики, достать награды и расспросить: где, за что… А мы к чему пришли? К тому, что этими наградами торгуют… Как можно предавать память? Да эти награды должны лежать на современной божнице! Тем более что на войне безбожников не было.

– Анатолий Дмитриевич, вам не кажется, что желание отметиться в Год памяти и славы порой превращается в театр абсурда?

– Да, вы правильно это заметили. Опасность таится в желании, как сейчас говорят, хайпануть на этой теме. Повод поговорить о Великой Отечественной войне, о её героях, об уроках истории, отдание дани памяти не должны превращаться в шоу, съедающие огромное количество средств. Давайте лучше подумаем, как и чем мотивировать молодого человека к прочтению книги, к душевному разговору в семье с теми, кто ещё помнит события времен Великой Отечественной войны.