Несмотря на санкции, интерес к России и Свердловской области со стороны зарубежных предпринимателей и, в частности, бизнесменов из Германии не ослабевает, и прошедший в июле «Иннопром-2017» в очередной раз подтвердил их стремление выйти на российские рынки. Чем Урал привлекает бизнесменов из ФРГ и во сколько обошлись санкции – мы поговорили с уполномоченным по УрФО Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) Мариной Чеботаевой.
Бизнес против санкций
Алексей Остапов, «АиФ Урал»: Для Свердловской области центральным событием июля стала выставка промышленная»Иннопром-2017» с участием президента РФ Владимира Путина. Как она прошла для немецкого бизнеса?
– От Германии в этом году была представлена единая делегация, если не ошибаюсь – едва ли не впервые?
– На самом деле делегации немецкого бизнеса на Урал и на выставку «Иннопром» приезжают регулярно. В этот раз на выставке было как минимум две делегации. Одна большая делегация от земли Баден-Вюртемберг, которая не только посетила выставку, но и приняла участие в 8-ом заседании рабочей группы по содействию экономическому сотрудничеству между Правительством Свердловской области и Правительством федеральной земли Баден-Вюртемберг. Вторая – большая делегация, организованная ВТП – Российско-Германской Внешнеторговой палатой, в которую вошло около 50 бизнесменов. Немецкие бизнесмены не только работали на выставке, но и посетили несколько уральских предприятий. Параллельно к разным мероприятиям в рамках «Иннопрома» были приурочены визиты топ-менеджеров немецких компаний.
– Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества Германии с Россией и, в частности, со Свердловской областью?
– Немецкий бизнес столетиями работал в России и хочет работать в России. Попробуем обратиться к статистике, которую ведет ВТП. Кстати сказать, Российско-Германская Внешнеторговая палата – один из самых крупных деловых союзов в России, представляющих иностранный бизнес. ВТП объединяет более 800 членов, из них около 70% – немецкие компании, 5-7% – это немецкоязычные компании (Австрия и Швейцария), остальные – российские. ВТП регулярно проводит опросы своих членов –так вот 87% немецких фирм – верят в свое развитие в России и в ближайшей, и в дальней перспективе. Кстати, Германия последние десятилетия является чемпионом по инвестициям в Россию, в 2016 – почти 2 млрд прямых инвестиций в Россию.
– Тем не менее остаются европейские санкции – у представителей немецкого бизнеса существует запрос к руководству ФРГ и ЕС об их смягчении или вообще снятии?
– Большинство бизнесменов были с самого начала против санкций, потому что санкции не помогут решить политические проблемы. Взаимопонимание между российскими и немецкими бизнесменами – это тот мостик, который позволяет сохранять хорошие отношения между странами. Политические отношения могут переживать спады, а бизнесу надо работать стабильно. С другой стороны, если верить опросам ВТП, санкции, как выяснилось, не самая главная причина ухудшения позиций немецкого бизнеса в России. Основная проблема – это курс рубля. Второе – конъюнктура рынков, а санкции пока на третьем месте.
– А есть анализ, какой конкретный ущерб принесли санкции в экономическом плане?
– 40% членов ВТП –участников опросов, ответили, что санкции повлияли отрицательно на ведение бизнеса в стране. Экономический ущерб от санкций независимые эксперты и институты оценивают по разному и дают приблизительные цифры, которые, тем не менее, впечатляют: от 40 до более 100 млрд евро. За последние годы уменьшилось количество компаний с немецким участием на российском рынке – если в 2013 году их было 6,2 тыс., то сейчас – 5,24 тыс. Связано ли это только с санкциями – трудно сказать, но уменьшение налицо.
Партнер для «Иннопрома»
– В последние годы «Иннопром» проводится с привлечением в качестве соорганизаторов стран-партнеров. Это уже были Индия и Китай, в этом году – Япония, и в следующем – Южная Корея. А есть перспектива, что в обозримом будущем партнером станет Германия?
– На самом деле это огромная мечта по крайней мере троих человек на Урале –министра международных и внешнеэкономических связей Андрея Соболева, генконсула ФРГ в Екатеринбурге господина Штефана Кайля и моя. На эту тему мы всегда говорим на наших встречах. Нам кажется, что Германия должна стать страной-партнером «Иннопрома». Во-первых, эта выставка в какой то степени копирует «HANNOVER MESSE» (Ганноверскую промышленную ярмарку), берет ее за образец. Во-вторых, не стоит забывать, что по размеру торгового оборота Германия для России стоит на втором месте после Китая. Так что очень бы хотелось, чтобы Германия стала страной-партнером. Со стороны немецкого бизнеса есть и заинтересованность, и ведется соответствующая работа.
– Насколько немецкому бизнесу вообще интересна прямая работа с российскими регионами?
– В действительности, традиционный путь иностранного бизнеса в России – через Москву, в крайнем случае через Санкт-Петербург. Там открывается центральный офис и развитие бизнеса в регионах контролируется из центра. Очень редко немецкие «дочки» открываются сразу в регионах, хотя для небольших и средних фирм зачастую выгоднее начать работать на российском рынке из региона. Например, наша фирма «ЭнвироХеми ГмБХ», работая на всей территории бывшего СССР, имеет центральный офис в Екатеринбурге и это наше основное конкурентное преимущество. В последние 5-6 лет активность в регионах усиливается, как косвенное доказательство – ВТП проводит все больше мероприятий в регионах: это и круглые столы, и панельные дискуссии, и визиты делегаций бизнесменов.
– Насколько регион интересен для немцев?
– Если говорить об активности Российско-Германской внешнеторговой палаты – то после Москвы и Санкт-Петербурга самый активный – это как раз уральский регион. На многих мероприятия немецкого бизнеса я всегда рассказываю о преимуществах работы, например, в Екатеринбурге. Для малых и средних инновационных предприятий это очень удобная локация: низкие по сравнению с Москвой, эксплуатационные затраты, отличная логистика, уральская инженерная школа дает образование профессиональным сотрудникам. Важно и то, что многие предприятия из четырех отраслей промышленности (машиностроение, металлообработка, химическая промышленность, энергетика) показавших хороший рост в 2016 году и наиболее интересных для немецкого бизнеса, также находятся в уральском регионе. К сожалению, очень не хватает прямого авиационного сообщения с Европой.
Русское или немецкое?
– На самом деле это серьезный вопрос. Иностранные предприниматели хотят знать, что точно означает «Сделано в России». Иногда складывается парадоксальная ситуация, если предприятие принадлежит российской фирме – и пусть она закупает большую часть комплектующих за рубежом – все равно продукция считается российской. Но если владельцем бизнеса является немецкая фирма – то даже при глубокой локализации продукт считается иностранным. Кроме того, сегодня локализация упирается в проблему отсутствия поставщиков комплектующих. Как бы ни хотелось закупать комплектующие в России – иногда их просто не найти необходимого качества. Конечно, есть и очень положительные примеры. Любое современное производство влечет за собой подтягивание уровня продукции субпоставщиков.
– Что повышает инвестиционную привлекательность российских регионов в глазах немецкого бизнеса? Это борьба с административными барьерами, налоговые льготы, или нужны какие-то другие меры?
– Как раз этой весной в Екатеринбурге мы эту тему обсуждали на открытом заседании комитета ВТП по локализации, и участниками была высказана интересная мысль. Льготы и преференции – это хорошо. Но бизнес идет туда, где уже создана инфраструктура. То есть, должны быть дороги, должны быть доступны газ, электричество, вода, рабочая сила. Если вот такая инфраструктура есть – то инвесторы придут на площадку. Конечно, рынок сбыта должен быть рядом, чтобы транспортные расходы не съели прибыль, которая ожидается от локализации.
– Как в этом плане выглядит Свердловская область?
– Сегодня в России большая конкуренция за инвестиции. Многие регионы предлагают очень интересные условия для инвесторов. Кто будет работать более открыто и более качественно – тот их и получит. В Свердловской области многое уже сделано, чтобы привлечь инвесторов – и они сюда уже приходят. Работа включает в себя многие параметры – это и улучшение бизнесклимата, и создание индустриальных парков, и территорий опережающего развития. И, что важно – нужно открытое правительство, стремление к диалогу и профессионализм. Если это есть – все будет отлично. У нас в области это все присутствует.
– Интересны ли Германии российские инвесторы, желающие выйти на европейский рынок?
– Конечно. Не только в России бьются за инвесторов и инвестиции. Отличные условия для инвесторов создаются и в Германии, и в Австрии, и в Швейцарии. Созданы специальные структуры, серьезные программы содействия. Российский бизнес ждут в Германии и у ВТП как раз одна из функций – помощь российским бизнесменам в выходе на немецкий рынок.