«Праздник превращают в карнавал». Тележурналист Енин о Дне Победы

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

«Я знаю о войне из первых уст. Мои деды воевали и погибали на войне. Лично я никогда пилотку не надену и не буду из себя изображать солдата Второй мировой войны. Эти элементы переодевания ни к чему. 9 Мая – день памяти и скорби. Мы должны отдавать себе отчёт, какой ценой досталась победа», – считает известный телеведущий, начальник отдела по агитационно-пропагандистской работе «Единой России» Евгений Енин.

   
   

Игры в войну

Алексей Заякин, «АиФ Урал»: Евгений, координатор «Бессмертного полка» в Екатеринбурге Валерий Басай пообещал в следующем году закрыть вход на акцию для иностранцев, которые вместе с фотографиями своих родственников приносят на шествие национальные флаги. Речь в данном контексте идёт об армянской диаспоре. Но разве не на таких праздниках нужно демонстрировать флаг, герб своей страны как символ Родины и уважения к своему народу, который тоже воевал?

Евгений Енин: У акции «Бессмертный полк» простые правила. Люди приходят с портретом своего родственника. Естественно, их никто не выгонит, даже если они встанут в строй вообще без ничего, но использование какой-либо символики запрещено. «Бессмертный полк» – марш памяти о погибших во Второй мировой войне, и непонятно, при чём тут национальные флаги. В прошлые годы были скандалы с партийной символикой: хотели заявить о себе представители разных заводов, студенты вузов, но акция не про это.

Досье
Евгений Енин. Родился 1 октября 1969 года в Кокчетаве (Казахская ССР). Российский журналист, теле- и радиоведущий, публицист, блогер. Неоднократный финалист национального телевизионного конкурса «ТЭФИ», неоднократный победитель всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». Член Академии российского телевидения.
– Не так давно вы заявили, что граждане стали массово «карнавалить», надевая пилотки-гимнастёрки. Особенно вас возмутили продавщицы в пилотках, что, по вашему мнению, является перебором. Причём «обмундирование» они меняют в зависимости от праздника. В Новый год надевают красные колпаки. Считаете, что великий праздник превращают в карнавал?

– Я понимаю, что ничего плохого продавщицы сказать не хотели, но эта карнавализация меня коробит. Я знаю о войне из первых уст. Мои деды воевали и погибали на войне. Лично я никогда пилотку не надену и не буду из себя изображать солдата Второй мировой войны. Эти элементы переодевания ни к чему. 9 Мая – день памяти и скорби. Мы должны отдавать себе отчёт, какой ценой досталась нам победа. А пилотки в магазинах явно направлены на повышение продаж. Если сегодня вы пройдётесь в кивере времён Отечественной войны 1812 года, то никто не обратит на это внимания. Но со времён ВОВ прошло ещё не так много времени, и эта тема очень сильно затрагивает чувства многих людей, прежде всего ветеранов, которые прекрасно знают, что такое война.

– Сегодня и дети сплошь и рядом на 9 Мая в военной форме. Может, нам стоит их оберегать от всех этих «игр в войну»? По идее она должна вызывать у них отвращение.

– К детям как раз вопросов нет. Напоминание о войне для подрастающего поколения необходимый элемент. Я не вижу ничего крамольного в том, что дети ходят в военной форме. У меня у самого в восемь лет был полный комплект. Как советский школьник, я знал всех врагов нашей страны. Тут дело немного в другом. До 1965 года в стране День Победы вообще не отмечали. Люди понимали, что радоваться особо нечему. Уж больно дорогой ценой далась эта победа. А вот руководителей государства того времени стоило, наверное, осудить. Люди совершали подвиги, но что заставило их совершать? Почему погибли 42 миллиона человек против семи миллионов у немцев? Почему война чуть не была проиграна? Если мы начнём раскатывать клубок, то, может, поймём, что Сталин делал что-то не так. Может, проблема в большевиках и их власти. Могут возникнуть неудобные вопросы, которые никто не захочет сейчас слышать.

   
   

Величайшая трагедия

– Многим не понравилось, что репетиции парада Победы в этом году проходили в вечерние часы, что привело к огромным заторам на прилегающих улицах.

– В прошлые годы центр во время репетиций перекрывали позднее, не раньше десяти часов вечера. Пробок не возникало. Думаю, что перекрытие в вечерние часы, когда люди возвращаются с работы, неправильно. При этом я поддерживаю перекрытие улиц на такие праздники, как Новый год, 1 и 9 Мая, День города. Все знают, что в эти дни центр лучше объезжать стороной. А вот перекрытие улиц для проведения марафонов, крестных ходов не поддерживаю. Глупо, когда полторы тысячи человек бегут, а 150 тысяч томятся из-за них в пробках. Марафоны можно проводить за городом, вокруг пруда, а крестные ходы – по тротуарам.

– В преддверии праздника Победы многие автомобили традиционно были обклеены патриотичными лозунгами: «Спасибо деду за Победу», «На Берлин». Это вообще правильно – так выражать свою память о войне?

– Правильно, но некоторые надписи вызывают вопросы. Так, я видел на машинах наклейки «1941-1945. Можем повторить?». Сразу представляю: сидят ветераны на лавочке, общаются. И тут им предлагают повторить войну. Да они тут же бы закопали за такие слова. И никто бы даже искать не стал.Потому понимали, что это величайшая трагедия. И такое не должно никогда и нигде повториться.

– Что вообще такое патриотизм в вашем понимании?

– Патриотизм – вещь интересная. Вот любовь к родине – это патриотизм? У нас её почему-то пытаются воспитать. А можно ли вообще воспитать любовь? На этот счёт есть сомнения. Ну, вот любит человек Родину, и дальше что? В гражданскую войну все тоже любили свою родину, но представление, как сделать жизнь лучше, у красных и белых было разное. Вспомните войну в Афганистане. Нынешний президент Владимир Путин признал, что она стала одним из факторов развала Советского Союза. В те годы патриот должен был в армию пойти или выйти на акцию протеста? А может, сжечь повестку, как это делали американцы во времена войны во Вьетнаме? У нас, к сожалению, всё сегодня выливается в казённый ура-патриотизм, выраженный в любви к начальству и полной поддержке действий руководства.