«Туризм на Урале надо развивать», - твердят власти все последние годы. Увы, но дальше слов дело движется с трудом: инфраструктура остаётся неразвитой, да и туристы не рвутся изучать окрестности и достопримечательности Свердловской области.
О том, почему мы топчемся на месте и как согнать уральцев с диванов, мы говорим с руководителем проекта «Наш Урал» Дмитрием Левановым.
Власти тормозят
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Для многих людей Урал и туризм - вещи, не вяжущиеся друг с другом. Вы же видите в нашем регионе туристический потенциал, и немалый.
- Почему в таком случае развитие туризма идёт со скрипом?
Когда говорят про Германию, что первое приходит на ум? Автомобили марки «Мерседес» и фестиваль «Октоберфест». По сути своей «Октоберфест» - это такая весёлая большая пьянка. Но ведь она стала настоящим символом Германии! Так и нам нужно формировать свои бренды. Необходимо разрабатывать определённую программу и много работать сообща - чиновникам, бизнесменам, культурной интеллигенции, общественникам.
Без энтузиастов - пропадем
- Но ведь есть отдельные муниципалитеты, власти которых «шевелятся», что-то придумывают. Что далеко ходить - турнир косарей в посёлке Арти собирает гостей со всего региона и даже страны!
Немного экономики. Приезжают в какое-нибудь село туристы из Екатеринбурга. Им нужно где-то остановиться на ночёвку - раз, деньги упали. Купили сувениры - монеты в казну мастеровых. Зашли в кафе - ещё прибыль. Такие вещи начинают формировать определённый финансовый пласт того или иного муниципалитета. Когда будет идти постоянный поток денежных средств, тогда и начнёт развиваться инфраструктура, а безработица, напротив, исчезнет.
- Власти с вами не согласятся. У нас любят сначала название придумать, а потом собирать для него «начинку».
- Людям нужно больше рассказывать - об Урале, об его истории. За последние годы мы подзабыли, кто мы и почему здесь живём. Мне очень обидно, что на данный момент Урал ассоциируется с тремя вещами - это убийство царя, ОПС «Уралмаш» и танки. Такие абсолютно не позитивные вещи. Нас всё время пытаются какими-то варварами выставить. Можно, конечно, вбухать много денег и создать классный логотип. И всё равно в Москве будут говорить, что мы выпускаем танки, убили царя, да ещё и главных гопников страны придумали. А ведь у нас есть Бажов, его сказы, много прекрасных и интересных художников, писателей и ремесленников. Нужно больше писать про Урал, что мы, собственно, и делаем.
Нет предложений
- Допустим, у человека есть желание куда-то поехать, но он не знает, с чего начать. Что ему делать?
- В таких случаях я советую одно - просто выехать за пределы Екатеринбурга. У нас в радиусе 50 километров огромное число достопримечательностей! Северская Писаница, гора Азов рядом с Полевским, Чёртов городище в посёлке Исеть. Всё это очень недалеко.
Из Екатеринбурга обычно куда выезжают? На озёра - Балтым, Песчаное, Таватуй. Отличный выбор, честно могу сказать. На Песчаном есть великолепная гора Пшеничная, только про неё никто не знает. На Таватуе - причудливые скалы Аятский Дыроватик. Балтым прекрасен в любое время года своими пейзажами. Едете вы мясо жарить - так отойдите немного в сторону, в лес, там очень много красивых мест!
Отправляясь в поход или в музей, копните немного историю, и вы узнаете массу вещей, которые сделают путешествие ещё более интересным. По крупицам собирается большая картина, и гордость появляется - от того, что живёшь на Урале. Я по долгу службы много общаюсь с жителями европейской части России, немцами, белорусами - и зачастую про наш регион они знают больше, чем уральцы. Признаюсь, меня это коробит.
- Да, и это проблема. В настоящее время нет готовых интересных предложений от туроператоров. Мы же, когда приходим в магазин, не покупаем отдельно дрожжи, воду и закваску, чтобы получить хлеб. Мы приобретаем готовый продукт. Так и здесь - человек должен понимать, за что он платит и что получит за свои деньги. У нас очень много интересных маршрутов и много хороших книг написано по ним. Но изучать их и куда-то ехать приходится самостоятельно, на что может решиться далеко не каждый. Вот когда начнут власти работать комплексно, когда появятся понятные маршруты выходного дня, тогда и начнут люди ездить.