Туризм на Урале может и должен развиваться

Хозяйка Медной горы из сказов Бажова готова открыть уральцам клады. В том числе показать древнейших бронзовых идолов. © / Юлия Ульянова / «АиФ-Урал»

«Туризм на Урале надо развивать», - твердят власти все последние годы. Увы, но дальше слов дело движется с трудом: инфраструктура остаётся неразвитой, да и туристы не рвутся изучать окрестности и достопримечательности Свердловской области.

   
   

О том, почему мы топчемся на месте и как согнать уральцев с диванов, мы говорим с руководителем проекта «Наш Урал» Дмитрием Левановым.

Власти тормозят

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Для многих людей Урал и туризм - вещи, не вяжущиеся друг с другом. Вы же видите в нашем регионе туристический потенциал, и немалый.

Дмитрий Леванов: Урал - очень интересная многослойная структура. Здесь есть и промышленность, и архитектурные, природные, культурные достопримечательности. Многие российские промыслы сконцентрированы на Урале. Кого к нам в регион ссылали? Да всех, кто был неугоден властям. Декабристов направляли в северовосточную часть: Туринск, Тюмень, Тобольск. Декабристы, которые были высокообразованными людьми, внесли большой вклад в формирование культуры Урала. В том же плане Московская область - очень бедная на достопримечательности. Архитектура - и всё, природных памятников там мало. Возьмём Урал. Едем на восток - поля, на юг - горы. Условно говоря, в течение дня можно перебраться из пустыни на Кавказ.

- Почему в таком случае развитие туризма идёт со скрипом?

- Процесс в значительной степени тормозят власти на местах. Складывается впечатление, что у чиновников начисто отсутствует интерес к событийным или культурно-массовым мероприятиям, которые могли бы сформировать определённый турпоток. Властям, видимо, не нужно, чтобы к ним приезжали туристы, осматривали достопримечательности, покупали сувениры, ели в местных кафе. И оставляли свои деньги в их муниципалитете.

Когда говорят про Германию, что первое приходит на ум? Автомобили марки «Мерседес» и фестиваль «Октоберфест». По сути своей «Октоберфест» - это такая весёлая большая пьянка. Но ведь она стала настоящим символом Германии! Так и нам нужно формировать свои бренды. Необходимо разрабатывать определённую программу и много работать сообща - чиновникам, бизнесменам, культурной интеллигенции, общественникам.

   
   

Без энтузиастов - пропадем

- Но ведь есть отдельные муниципалитеты, власти которых «шевелятся», что-то придумывают. Что далеко ходить - турнир косарей в посёлке Арти собирает гостей со всего региона и даже страны!

- Положительную динамику я могу отметить. Пример тому - исторический фестиваль реконструкции войны 1918 года «Покровский рубеж», который проходит в деревне Кислянка под Артёмовским. Отдельно можно выделить главу муниципалитета Ольгу Кузнецову - ей удалось сделать по-настоящему сильный бренд. И всё же в большинстве своём инициатива из народа идёт: люди собрались, что-то порешали и вышли, условно говоря, на директора дома культуры. Тот, в свою очередь, обратился в администрацию. А должно быть иначе: обе стороны должны идти навстречу друг другу. Сегодня же если нет энтузиастов, то пиши пропало.

Немного экономики. Приезжают в какое-нибудь село туристы из Екатеринбурга. Им нужно где-то остановиться на ночёвку - раз, деньги упали. Купили сувениры - монеты в казну мастеровых. Зашли в кафе - ещё прибыль. Такие вещи начинают формировать определённый финансовый пласт того или иного муниципалитета. Когда будет идти постоянный поток денежных средств, тогда и начнёт развиваться инфраструктура, а безработица, напротив, исчезнет.

ДОСЬЕ
Дмитрий Леванов. Родился 2 сентября 1986 года в Екатеринбурге. Руководитель проекта «Наш Урал» - электронного путеводителя по Уралу. Путешествует, пишет, фотографирует. Любит Россию и лелеет Урал. Женат, воспитывает дочь.
Я убеждён: из кирпичиков рождается фундамент. Бренды надо создавать на основе тех или иных событийных мероприятий в небольших городах и селах. Вот когда люди начнут ездить туда, тогда и станет формироваться общий бренд Урала. И не надо ничего придумывать!

- Власти с вами не согласятся. У нас любят сначала название придумать, а потом собирать для него «начинку».

- Людям нужно больше рассказывать - об Урале, об его истории. За последние годы мы подзабыли, кто мы и почему здесь живём. Мне очень обидно, что на данный момент Урал ассоциируется с тремя вещами - это убийство царя, ОПС «Уралмаш» и танки. Такие абсолютно не позитивные вещи. Нас всё время пытаются какими-то варварами выставить. Можно, конечно, вбухать много денег и создать классный логотип. И всё равно в Москве будут говорить, что мы выпускаем танки, убили царя, да ещё и главных гопников страны придумали. А ведь у нас есть Бажов, его сказы, много прекрасных и интересных художников, писателей и ремесленников. Нужно больше писать про Урал, что мы, собственно, и делаем.

Нет предложений

- Допустим, у человека есть желание куда-то поехать, но он не знает, с чего начать. Что ему делать?

- В таких случаях я советую одно - просто выехать за пределы Екатеринбурга. У нас в радиусе 50 километров огромное число достопримечательностей! Северская Писаница, гора Азов рядом с Полевским, Чёртов городище в посёлке Исеть. Всё это очень недалеко.

Из Екатеринбурга обычно куда выезжают? На озёра - Балтым, Песчаное, Таватуй. Отличный выбор, честно могу сказать. На Песчаном есть великолепная гора Пшеничная, только про неё никто не знает. На Таватуе - причудливые скалы Аятский Дыроватик. Балтым прекрасен в любое время года своими пейзажами. Едете вы мясо жарить - так отойдите немного в сторону, в лес, там очень много красивых мест!

Отправляясь в поход или в музей, копните немного историю, и вы узнаете массу вещей, которые сделают путешествие ещё более интересным. По крупицам собирается большая картина, и гордость появляется - от того, что живёшь на Урале. Я по долгу службы много общаюсь с жителями европейской части России, немцами, белорусами - и зачастую про наш регион они знают больше, чем уральцы. Признаюсь, меня это коробит.

- Выходит, всё зависит от инициативности самих уральцев.

- Да, и это проблема. В настоящее время нет готовых интересных предложений от туроператоров. Мы же, когда приходим в магазин, не покупаем отдельно дрожжи, воду и закваску, чтобы получить хлеб. Мы приобретаем готовый продукт. Так и здесь - человек должен понимать, за что он платит и что получит за свои деньги. У нас очень много интересных маршрутов и много хороших книг написано по ним. Но изучать их и куда-то ехать приходится самостоятельно, на что может решиться далеко не каждый. Вот когда начнут власти работать комплексно, когда появятся понятные маршруты выходного дня, тогда и начнут люди ездить.