Август Белкин о педагогическом призвании и будущем образования.
Детей не обманешь
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Август Соломонович, сегодня всё чаще на свет Божий стали выноситься проблемы образования. В том числе активно обсуждается вопрос: в чьих руках наши дети? Есть такой афоризм: «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить»…
- По остаточному принципу?
- Я вспоминаю фильм «Учитель», в котором герой говорит: «Коли мужик ни к чему другому не приспособлен, можно и в учителя». Вот так и в жизни. «В этот вуз не попаду, в другой тоже, попробую в пед». Есть ещё один побудитель к тому, чтобы идти в образование, - пример любимого учителя.
- Поступить в педвуз - это ещё половина дела. Сколько выпускников потом идёт в школу?
- Процентов десять. Остальные не чувствуют в себе ПРИЗВАНИЯ быть учителем. Причём призвание обнаруживается не сразу, в процессе работы. Но его в учителе очень тонко чувствуют дети. Их не обманешь.
- Если призвание может обнаружиться не сразу, как определить, кому идти в учителя «доктор прописал»?
- Существует банальнейшее убеждение, что главное в учителе - это любовь к детям. Бред сивой кобылы. Ещё Горький сказал: «Любить детей - это и курица умеет». Есть другое понятие, которое действительно является педагогической категорией, - постоянная тяга к общению с детьми. Ежели оно у тебя есть - иди в учителя. Кроме того, для учителя очень важно уметь сочетать доброту со строгостью. Хуже нет добренького педагога. На мой взгляд, от учителя требуется и умение быть объективным, справедливым. Ну не должен он хвататься за ремень! Помню, однажды мой выпускной класс, в котором, кстати, учился Валерка Нестеров (министр образования Свердловской области с 1998 по 2009 годы. - Ред.), всем составом сбежал с урока химии в кинотеатр на фильм «Шайка бритоголовых». В апреле, накануне экзаменов! Тут бы впору экстренное родительское собрание созвать. Но я пошёл другим путём: позвонил директору кинотеатра и с его согласия, прервав сеанс, вывел прогульщиков из зала под хохот зрителей. Они кары небесной ждали, сидели на следующий день на моем уроке притихшие. А я посчитал, что недосмотренный фильм - достаточное наказание. И потом… я сам бы сбежал на такой фильм, честное слово. Да и «химичка» была жуткая зануда.
Долгожители
- Вы не многого хотите от учителя? Кто на такие признания способен?
- Способность сохранять молодость души на долгие годы обязательна для учителя. Как и умение преодолевать жизненные проблемы. Я своим студентам говорю: хотите стать долгожителями - идите в учителя. Потому что учителя долгожители, как и бывшие узники сталинских лагерей. И тем и другим, пройдя нелёгкий путь, уже ничего в жизни не страшно. В педагогической практике, кстати, неизменно выручает и чувство юмора (учитель без такового - страшный человек), а также желание реализовать свой творческий потенциал.
Поверьте, все трудности, встречающиеся на пути учителя, компенсируются постоянным, нарастающим ощущением не зря прожитых лет. Обостряющимся при встрече с выпускниками. Это дорогого стоит!
- Это прекрасное ощущение в холодильник не поставишь. А потому сложно мотивировать выпускника педвуза идти в школу.
- Настоящий учитель - альтруист. Помните диалог героев (учительницы и врача) в «Иронии судьбы»? «А всё-таки у нас с вами самые замечательные профессии! Самые нужные!» - «Судя по зарплате - нет».
- То есть мы движемся в сторону кризиса в образовании?
- Я не склонен нагнетать обстановку. В будущее образования верю. Образование - это социальный феномен! Оно выживает в любых условиях. Надеюсь, что наметившийся прирост населения вынудит власти задуматься и предпринять серьёзные шаги. В конце концов, в послевоенное время одни из самых высоких зарплат дали учителям и милиционерам, это же неспроста было.
Смотрите также:
- После бала. Какие профессии на Среднем Урале самые восстребованные? →
- Евгений Толмачев: «Когда уравнение красивее женского тела» →
- Декан о своем факультете, студентах и уральском характере →