Порт шести морей. Что хранит музей ВМФ в сухопутном Екатеринбурге?

Основатель музея ВМФ Александр Мазеин и его бессменный экскурсовод Виктор Андреев. © / Алексей Смирнов / «АиФ-Урал»

То, что Екатеринбург — «Город трудовой доблести», сегодня знают все, это звание в 2020 году ему присвоил президент Владимир Путин. А вот о тесной связи свердловчан с Военно-Морским Флотом России известно далеко не каждому. Скажем больше: в первой половине XX века у столицы Урала был реальный шанс стать большим портовым городом, с выходом на шесть морей: Каспийское, Чёрное, Балтийское, Белое, Баренцево и Карское. Однако история распорядилась по-иному. Подробности — в материале «АиФ-Урал».

   
   

От Древней Руси до наших дней

Увы, но даже многие коренные жители Екатеринбурга абсолютно не в курсе, что в нашем сухопутном и далёком от морей и океанов городе уже более двух десятков лет действует самый настоящий Музей военно-морского флота.

А началось всё около сорока лет назад, ещё во времена Советского Союза. «В 1985 году, отслужив три года на Северном флоте в Северодвинске, я вернулся в Свердловск, — рассказывает директор и основатель Музея военно-морского флота Александр Мазеин. — Пришёл как-то на День ВМФ на площадь Первой пятилетки у нас на Уралмаше и поразился: как много у нас в городе моряков! Ребята в форме, в тельняшках, в бескозырках и брюках клёш. Около трёхсот человек в одном месте! И когда в столице Урала открылся Музей ВДВ „Крылатая гвардия“, я подумал: а мы чем хуже? Моряков в Екатеринбурге в то время было не меньше, чем десантников, а то и больше! Возникла идея создать свой музей. Мы организовали Фонд ветеранов и инвалидов ВМФ „Экипаж“, ребята начали приносить личные вещи, сувениры...»

Первыми экспонатами стали дембельские альбомы, а первая большая экспозиция была посвящена 60-летию Победы. В 2005 году многие ветераны Великой Отечественной войны были ещё живы, щедро делились воспоминаниями, документами и фотоснимками.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Дальше — больше. Жители Свердловской области и других российских регионов несли фото и документы, предметы и вещи, связанные с историей флота и военной службой, многие экспонаты, включая модели кораблей и самолётов, были собраны своими руками. Музей сменил здание (ул. Уральских рабочих, 79). За более чем 20 лет работы сформировалась богатейшая коллекция артефактов.

Площадь у музея небольшая, всего три зала, но чего там только нет! Модели судов, макеты оружия и боеприпасов, обмундирование и амуниция различных эпох, водолазные костюмы, боевые награды, предметы морского быта, бортовое оборудование, пушечные ядра, части старинных ружей, якоря, «кошки», флаги, кортики, книги, портреты великих флотоводцев прошлого, огромное количество документов и фотографий. Есть старинная монета, пробитая пулей во время обороны Севастополя (1854-1855), а есть совсем свежие экспонаты, например, боевой дрон.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

По количеству и разнообразию артефактов музей уже давно перерос региональную «привязку», являя нам историю всего отечественного военно-морского флота от Древней Руси до наших дней. Ведь началась она ещё с походов русских князей на Византию, то есть с IX века!

   
   

Сколько полос на тельняшке?

При входе в музей — три памятные таблички. Две из них посвящены Героям России, морским пехотинцам Виктору Чечвию и Сергею Багаеву, отдавшим жизнь при исполнении воинского долга в Чечне. Ещё одна — матросу Ивану Нефёдкову, героически погибшему на атомоходе «Курск» 12 августа 2000 года (посмертно награждён орденом Мужества). Именно с них всегда начинает рассказ об истории отечественного военно-морского флота главный специалист музея и его бессменный экскурсовод Виктор Андреев.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Сам Виктор Васильевич с ностальгией вспоминает свою службу в ВМФ. В 1969 году вместе с младшим братом Юрием его призвали на Тихоокеанский флот. Служил в морской авиации во Владивостоке. С той поры у него сохранилось море эмоций. Например, в 1970 году он участвовал в знаменитых учениях «Океан-100», посвящённых юбилею Ленина. В них был задействован весь состав ВМФ СССР, а старшего матроса Андреева наградили медалью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Об истории флота Виктор Васильевич может говорить часами, иногда проводит до четырёх экскурсий в день. По его словам, самые частые посетители музея — это дети и подростки, воспитанники детских садов, школьники. «Знаете ли вы, сколько полосок на тельняшке моряка? — спрашивает он ребят. — Правильно, две! Чёрная (синяя) и белая. А как называется морской колокол? Как по-флотски туалет? Как зовут судового повара?»

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

«Самая большая награда — это когда дети, побывавшие в музее, потом узнают тебя на улице, подходят, жмут руку, говорят спасибо за интересную экскурсию, — говорит Виктор Андреев. — Такая благодарность — бальзам на сердце».

По главной улице с оркестром

Вообще идея чествовать моряков военного флота принадлежит Петру Великому, который повелел ежегодно 27 июля (по старому стилю) торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками отмечать день победы в Гангутском сражении. Эта традиция прервалась после Октябрьской революции, но позднее праздник возродил нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов. Сегодня мы отмечаем его в последнее воскресенье июля.

Празднование Дня ВМФ в Екатеринбурге имеет свои давние традиции. По словам Виктора Андреева, моряки Орджоникидзевского района собираются на площади Первой пятилетки, отдают дань памяти воинам-уралмашевцам, потом едут на Плотинку и к мемориалу Чёрный тюльпан.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

До пандемии коронавируса праздник объединял в Екатеринбурге до тысячи человек! Это был настоящий парад: собирались семьями, вместе с детьми, с флагами и оркестром шли по проспекту Ленина к Вечному огню. Сегодня отмечают уже не так массово. Связано это в том числе с усилением мер безопасности.

Тем не менее история продолжается. Средний Урал далёк от морей и океанов, но прочными нитями связан с Военно-Морским Флотом России. Многие уральцы служат в ВМФ, укрепляя лучшие традиции мужества и верности воинскому долгу.

Порт приписки — Гаджиево

К слову, столица Урала и Свердловская область долгое время были самым непосредственным образом связаны с подводным флотом РФ. Ещё в 1999 году город и регион взяли шефство над атомными подводными лодками «Екатеринбург» и «Верхотурье» (Северный флот, порт приписки — Гаджиево). В то время армия и флот нашей страны испытывали, мягко говоря, не лучшие времена. Не хватало всего: продовольствия, медикаментов, предметов гигиены.

Подлодку "Екатеринбург" выводят из эллинга после ремонта. лето 2014 года. Фото: Википедия

В 2013 году экс-командир атомной подводной лодки К-219, председатель Уральского военно-морского союза Игорь Британов рассказывал корреспонденту «АиФ-Урал»: «Тогда, например, была большая проблема с формой одежды. Ватники, в которых подводники ходят на берегу, сапоги — всё было до крайне степени зашоркано, стоптано. В казарме была полнейшая разруха, как после войны».

Поддержка свердловчан носила конкретный и самый разноплановый характер. Уральцы помогли морякам отремонтировать казармы и клуб, построили многоквартирный дом для офицеров, возвели православный храм в Гаджиево, привозили воинам тёплые вещи и бытовую технику. Наши знаменитые музыканты регулярно ездили к воинам с концертами, семьи и дети подводников проводили в Екатеринбурге новогодние каникулы, посещали ледовый городок, цирк, музеи и театры. А юноши региона проходили на подводных лодках срочную службу. Кроме того, в Сысерти был создан Свердловский кадетский корпус им. капитана 1 ранга М.В. Банных — единственный на Урале кадетский корпус морского профиля.

Трансуральский водный путь

Между тем в начале XX века у Екатеринбурга был реальный шанс стать большим портовым городом. Речь идёт о проекте Трансуральского водного пути. В то время столица Урала переживала очередной промышленный подъём, Транссиб не справлялся с потоком грузов. Чтобы разгрузить железную дорогу, предлагалось проложить альтернативную трассу.

Собственно, мысль была не нова: ещё в XVIII веке русский учёный немецкого происхождения Пётр Паллас, путешествуя по Чусовой и побывав в Екатеринбурге, высказывал идею соединить бассейны Оби и Волги. В 1815 году по инициативе главного управляющего Верх-Исетского завода Григория Зотова даже вырыли канал от Чусовой до Исети («зотовская канава»), но Чусовая начала катастрофически мелеть и его закопали.

Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Великий Трансуральский водный путь, как его называли, должен был пройти по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тобол, Исеть, потом по каналу — до Чусовой с выходом на Каму и Волгу. В этом случае Екатеринбург превратился бы в порт шести морей и всех главных рек Европейской России и Западной Сибири! Власти признали идею рабочей, специалисты даже посчитали стоимость работ: от 70 до 100 млн рублей. Но вскоре началась Первая мировая война, потом грянула Октябрьская революция, и о масштабном проекте благополучно забыли.

Ещё одна попытка воплотить эту идею в жизнь предпринималась при Иосифе Сталине. В 1940 году газета «Под Знаменем Ленина» писала: «Воды Чусовой освежат Верх-Исетский и городской пруды, поднимут их уровень. Волчихинское водохранилище займёт площадь в 37 квадратных километров. В нём вместится 90 миллионов кубометров воды, которая поднимется выше канала и самотёком устремится по каналу и речке Решётке в Верх-Исетский пруд. С разрешением проблемы водоснабжения Свердловска должна будет решиться проблема судоходства. Только теперь, в сталинскую эпоху, большие планы, заманчивые идеи, о которых раньше могли только мечтать, претворяются в живое практическое дело».

Планам властей помешала Великая Отечественная война, после которой к проекту уже не возвращались. Руководство СССР сосредоточилось на восстановлении страны, а потом — на развитии автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщений.