Житель Екатеринбурга Иван пришел в местную стоматологию с острой болью – уже третий день у него сильно болел зуб. В поликлинике, которая подключена к системе обязательного медицинского страхования, должны были оказать бесплатную помощь. Однако дальше фойе медучреждения больной не прошел. После конфликта у окна регистратуры, ее сотрудница напала на пациента, пыталась выбить из рук сотовый телефон и вынудила бежать за порог, крикнув напоследок: «Пошел вон!». В подробностях скандальной истории разбирался URAL.AIF.RU.
«Мне по барабану»
По словам Ивана, инцидент произошел еще 17 мая, когда он пришел в стоматологическую поликлинику №9, что на окраине Екатеринбурга. Медучреждение хоть и является частным, но оно входит в программу обязательного медицинского страхования, а значит, там обязаны были оказать бесплатную помощь. Все, что происходило дальше, екатеринбуржец записал на видео.
В регистратуре Иван спросил у администратора, можно ли попасть ко врачу. Дама за окошком регистратуры ему ответила, что сейчас идет платный прием и даже с острой болью его никто не примет: получить помощь по полису ОМС можно либо утром, либо после 14 часов. После этого Иван рассказал, что зуб у него болит уже давно, но прийти в стоматологию не получалось из-за работы. На это администратор заметила: «Ваша проблема, с утра надо было приходить». Тогда мужчина решил не сдаваться и привел другой аргумент: он звонил в страховую компанию, где ему гарантировали помощь в этой поликлинике. Но сотрудницу регистратуры это не смутило, она ответила: «Мне вообще по барабану».
После этой фразы пациент сообщает, что беседа снята на видео. Поначалу дама в халате сохраняет спокойствие, но спустя мгновение свирепеет и начинает требовать у Ивана полис, крича при этом: «Дайте мне фамилию вашу. Фамилию дал!». А после и вовсе выходит из себя, выбегает из регистратуры в холл больницы и начинает нападать на пациента, упомянув несколько раз, что он совершает «подсудное дело». Екатеринбуржец еще пытается вразумить медицинского работника:
-Но мне сказали, что лечение бесплатное
-Да что ты говоришь?!
Заканчивается ролик тем, что мужчину едва ли не выталкивают из клиники. Напоследок женщина кричит ему: «Пошел вон отсюда». В результате этого екатеринбуржцу пришлось идти в платную клинику, где за лечение с него взяли 9 тыс рублей.
Хамство и некомпетентность
Судя по отзывам пациентов, поликлиника, откуда выпроводили Ивана, пользуется дурной славой. На одном из сервисов, где можно оставить мнения о компании, горожане пишут: «Приехала в стоматологию по прописке с острой болью и воспалением. После полутора часов ожидания мне отказали в приеме, потому что в регистратуре не могли оформить карточку. Плюс ко всему ещё и медсестра нахамила. Пришлось в срочном порядке искать платную клинику», «Ужасное отношение регистраторов. Трубку не берут, с 10 часов дозванивалась, а дозвонилась только в 16.00. Как, скажите мне, общаться по поводу посещения врача, если невозможно дозвониться?», «Нагрубили и при наличии полиса отказались принять ребенка с острой болью», «Сплошное хамство! Невозможно записаться на прием к врачу, приходится по два месяца бегать в регистратуру, звонить часами, и все бесполезно. Я сегодня набрала 242 раза, но так и не смогла дозвониться».
Сама сотрудница регистратуры, видимо, не выдержав давления, написала заявление об увольнении. Эту информацию подтвердил руководитель стоматологии №9 Сергей Шабалин. К тому же, по его словам, конфликт с пациентом был исчерпан, в ближайшее время мужчине выплатят компенсацию.
В горздраве Екатеринбурга такой подход к работе раскритиковали, указав на то, что медучреждение нарушило не только этические нормы, но и закон. В ведомстве сделают все возможное, чтобы стоматологию исключили из системы ОМС: «Управление здравоохранения считает недопустимым нарушение требований территориальной программы, отказ пациентам в оказании любого вида медицинской помощи, на оказание которой уполномочена клиника, а также хамское отношение медицинского персонала. Мы намерены ходатайствовать перед областной комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области об исключении поликлиники из программы ОМС и о снятии с нее всех объёмов бесплатной медицинской помощи».
Собеседница заметила, что в результате такой меры другие пациенты не должны пострадать: «Объем помощи рассчитывается исходя из количества населения, проживающего на данной территории. Если по какой-то причине клиника уходит из системы ОМС, объем этой помощи распределяется между другими медицинскими организациями при сохранении территориального принципа, маршрутизации».
Помощь должна быть оказана
Специалисты отмечают, что поликлиника, включенная в систему ОМС, просто обязана оказать своевременные услуги пациенту. «Неотложная помощь должна быть оказана пациенту в течение 2-х часов после его обращения. Это требование обязательно для исполнения всеми медицинскими организациями, которые оказывают помощь в рамках программы ОМС вне зависимости от их формы собственности», - отмечают в екатеринбургском горздраве.
Для случаев, когда человеку необходимы другие виды услуг, также установлены свои сроки. Они прописаны в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания помощи. Согласно документу, каждое обращение имеет свои сроки оказания. «Если это амбулаторная помощь, то человека должны принять в течение двух суток планово, если экстренная – в течение нескольких часов неотложно. Если стационарная, консультативная, например, нужен узкий специалист и если это не угрожает жизни человека, то помощь должна быть оказана в течение двух недель», - прокомментировала Елена Денисламова. Специалист отмечает, что медицинское учреждение обязано соблюсти эти сроки и оказать помощь пациенту. Даже в случае, когда в клинике идет платный прием, организация должна найти врача для больного.
Ну а если подобная ситуация все-таки произошла: пациенту нахамили в медицинском учреждении и отказались оказывать помощь, в горздраве Екатеринбурга советуют обращаться в страховую компанию или управление здравоохранения.