Оксана Шилова из Первоуральска любит «пилить». Не то, что вы подумали, – в прямом смысле слова. Бензопилой орудует легко и изящно, будто это не брутальный инструмент, а маникюрная пилочка. Уверенным движением по бревну – вжих-вжих-вжих, и, смотришь, вырисовывается чья-то симпатичная морда.
Страшных – в топку!
«Ой, первые мои работы ужасные были, – рассказывает Оксана. – Медведь, к примеру, страшнющий – жуть. Я их всех в печь отправила». Мы сидим в уютной садовой избушке Оксаны на окраине Первоуральска, за окном мороз, а здесь тепло – печь справляется со своей задачей превосходно. Топит её хозяйка, конечно, не своими деревянными скульптурами, а обычными дровишками, но до сих пор в топку изредка летят те, что по какой-то причине или на излишне критичный взгляд мастера не удались. На широкой кровати вальяжно растянулась красавица-кошка, которая постоянно сопровождает хозяйку на маршруте «город – сад». Деревянную кровать, изголовье которой украшают бурый медведь и мудрая сова, Оксана сделала своими руками. Как и оригинальные полочки под дрова («чтоб они не в тазик набузганные лежали»), которые украсили бы любую квартиру. «Я бы с удовольствием такие под книги завела», – говорю. «Нет ничего проще, – беспечно замечает Оксана. – Это ж горбыль, вы такую запросто сами сколотите». Легко сказать! Хотя…
Никаких «академий» по карвингу (резьба по дереву с использованием бензопилы) Оксана не оканчивала. Это мастерство она освоила сама, с помощью мастер-классов, проходивших в онлайне. Правда, рассказывает, что в детстве ходила в художественную школу, где вырезала малые формы из мыла, пластилина и дерева. А когда её, опытную крановщицу, сократили на родном заводе из-за автоматизации процесса, задумалась – чем заняться? Тогда и решила освоить «монументальную» скульптуру из дерева. «Не очень-то женское дело», – замечаю. «Ну прямо, – отвечает. – Очень многие баы пилят».
«Я же не бобр»
Зимой в сад Оксана тоже ездит практически ежедневно, несмотря на то, что грядки и теплица занесены снегом. «Зимой я прямо на участке режу, – рассказывает Оксана. – Вокруг безлюдно, редкие соседи в сады наведываются – красота. А летом ухожу на полянку, потому что бензопила шумит, стружка во все стороны летит – соседи психуют. Летом я на участке только стамесками работаю».
На вооружении Оксаны: увесистая бензопила, набор всевозможных стамесок, бормашина для гравировки (временно мастер обходится без нёё – в ремонте), металлические щётки и антисептики для обработки дерева. Антисептики не только обеспечивают скульптурам долговечность, но и придают им цвет – практически любой, по желанию заказчика. Для бога-громовержца Перуна, например, был выбран цвет «эбеновое дерево», а для садовой мебели, декорированной скульптурами, чаще всего выбирают цвет «сосна».
Древесину для скульптур Оксана покупает на лесопилке, хотя её в окрестных лесах столько – не унести. Не унести – в прямом смысле слова. «Обидно, если честно. Идёшь в лес за ягодами, видишь – ветер бревно повалил. Будет оно валяться и гнить, а взять не можешь, – сетует Оксана. – По закону, я могу взять только то, что не требует применения инструмента. Но я же не бобр, бревно не разгрызу. Выясняла как-то, каким образом можно всё официально оформить… Заявку надо оставить, её рассмотрят, потом, если добро дадут, сама распили, сама вывези, да ещё заплати много больше, чем на лесопилке. Оно мне надо?»
По словам мастера, для скульптур можно использовать почти любое дерево, кроме ели – «её коробит да горбатит». Идеальны липа и дуб, только где ж их добудешь? Но вполне хороши и берёза, молодая осина, сосна, тополь опять же. Тополя, к слову, Оксана берёт прямо в городе после обрезки и санитарной вырубки деревьев. Не пропадать же добру.
Да чуть не по ноге
Волк, который в мультике «Жил-был Пёс» произнёс крылатую фразу: «Ты заходи если что», сидит у ворот возле Оксаниной избушки. Персонажей мультфильмов и сказочных героев мастеру доводится вырезать часто – они пользуются неизменным спросом. А в лидерах покупательского интереса – Баба Яга, Леший, медведи, совы, кормушки для птиц на курьей ноге. Уже упомянутый Перун, богиня славянской мифологии Мокошь, Велес из древнерусского языческого пантеона, лев – это, скорее, экзотика, плод фантазии заказчика. А маски (это, конечно, малые формы), украшающие беседку, которую Оксана также сделала сама, барельефы животных на стенах дома – это уже плод Оксаниной фантазии.
У самой Оксаны глаз-алмаз. Приступая к созданию образа, она, конечно, держит в уме картинку персонажа, но никакой разметки на дерево не наносит – режет бензопилой сразу на чистовик. Сейчас, например, работает над садовым столиком, столешница которого, по задумке заказчика, будет лежать на бревне, а из бревна как бы вышагивает медвежонок. Она берёт в руки бензопилу, раз-раз, и вырисовывается добродушная морда. У мастера Шиловой вообще все скульптуры добрые. Даже те, которым «по сюжету» положено быть лютыми.