После сокращения крановщица Оксана Шилова занялась карвингом

По мнению Оксаны, бензопила – это вполне женский инструмент. © / Рада Боженко / «АиФ-Урал»

Оксана Шилова из Первоуральска любит «пилить». Не то, что вы подумали, – в прямом смысле слова. Бензопилой орудует легко и изящно, будто это не брутальный инструмент, а маникюрная пилочка. Уверенным движением по бревну – вжих-вжих-вжих, и, смотришь, вырисовывается чья-то симпатичная морда.

   
   

Страшных – в топку!

«Ой, первые мои работы ужасные были, – рассказывает Оксана. – Медведь, к примеру, страшнющий – жуть. Я их всех в печь отправила». Мы сидим в уютной садовой избушке Оксаны на окраине Первоуральска, за окном мороз, а здесь тепло – печь справляется со своей задачей превосходно. Топит её хозяйка, конечно, не своими деревянными скульптурами, а обычными дровишками, но до сих пор в топку изредка летят те, что по какой-то причине или на излишне критичный взгляд мастера не удались. На широкой кровати вальяжно растянулась красавица-кошка, которая постоянно сопровождает хозяйку на маршруте «город – сад». Деревянную кровать, изголовье которой украшают бурый медведь и мудрая сова, Оксана сделала своими руками. Как и оригинальные полочки под дрова («чтоб они не в тазик набузганные лежали»), которые украсили бы любую квартиру. «Я бы с удовольствием такие под книги завела», – говорю. «Нет ничего проще, – беспечно замечает Оксана. – Это ж горбыль, вы такую запросто сами сколотите». Легко сказать! Хотя…

Никаких «академий» по карвингу (резьба по дереву с использованием бензопилы) Оксана не оканчивала. Это мастерство она освоила сама, с помощью мастер-классов, проходивших в онлайне. Правда, рассказывает, что в детстве ходила в художественную школу, где вырезала малые формы из мыла, пластилина и дерева. А когда её, опытную крановщицу, сократили на родном заводе из-за автоматизации процесса, задумалась – чем заняться? Тогда и решила освоить «монументальную» скульптуру из дерева. «Не очень-то женское дело», – замечаю. «Ну прямо, – отвечает. – Очень многие баы пилят».

«Я же не бобр»

Зимой в сад Оксана тоже ездит практически ежедневно, несмотря на то, что грядки и теплица занесены снегом. «Зимой я прямо на участке режу, – рассказывает Оксана. – Вокруг безлюдно, редкие соседи в сады наведываются – красота. А летом ухожу на полянку, потому что бензопила шумит, стружка во все стороны летит – соседи психуют. Летом я на участке только стамесками работаю».

На вооружении Оксаны: увесистая бензопила, набор всевозможных стамесок, бормашина для гравировки (временно мастер обходится без нёё – в ремонте), металлические щётки и антисептики для обработки дерева. Антисептики не только обеспечивают скульптурам долговечность, но и придают им цвет – практически любой, по желанию заказчика. Для бога-громовержца Перуна, например, был выбран цвет «эбеновое дерево», а для садовой мебели, декорированной скульптурами, чаще всего выбирают цвет «сосна».

Древесину для скульптур Оксана покупает на лесопилке, хотя её в окрестных лесах столько – не унести. Не унести – в прямом смысле слова. «Обидно, если честно. Идёшь в лес за ягодами, видишь – ветер бревно повалил. Будет оно валяться и гнить, а взять не можешь, – сетует Оксана. – По закону, я могу взять только то, что не требует применения инструмента. Но я же не бобр, бревно не разгрызу. Выясняла как-то, каким образом можно всё официально оформить… Заявку надо оставить, её рассмотрят, потом, если добро дадут, сама распили, сама вывези, да ещё заплати много больше, чем на лесопилке. Оно мне надо?»

У мастера Шиловой все скульптуры добрые. Даже те, которым «по сюжету» положено быть лютыми.
По словам мастера, для скульптур можно использовать почти любое дерево, кроме ели – «её коробит да горбатит». Идеальны липа и дуб, только где ж их добудешь? Но вполне хороши и берёза, молодая осина, сосна, тополь опять же. Тополя, к слову, Оксана берёт прямо в городе после обрезки и санитарной вырубки деревьев. Не пропадать же добру.    
   

Да чуть не по ноге

Волк, который в мультике «Жил-был Пёс» произнёс крылатую фразу: «Ты заходи если что», сидит у ворот возле Оксаниной избушки. Персонажей мультфильмов и сказочных героев мастеру доводится вырезать часто – они пользуются неизменным спросом. А в лидерах покупательского интереса – Баба Яга, Леший, медведи, совы, кормушки для птиц на курьей ноге. Уже упомянутый Перун, богиня славянской мифологии Мокошь, Велес из древнерусского языческого пантеона, лев – это, скорее, экзотика, плод фантазии заказчика. А маски (это, конечно, малые формы), украшающие беседку, которую Оксана также сделала сама, барель­ефы животных на стенах дома – это уже плод Оксаниной фантазии.

Интересуюсь, не хотела бы она учеников брать? Отмахивается: «Ой, нет! Сосед как-то попросил его научить, ничего хорошего из этого не вышло. Я ему одно говорю делать, а он пилой машет – так, да этак, да чуть не по ноге. Нервотрёпка одна. Всё-таки в бревне видеть надо то, что ты вырезаешь».
У самой Оксаны глаз-алмаз. Приступая к созданию образа, она, конечно, держит в уме картинку персонажа, но никакой разметки на дерево не наносит – режет бензопилой сразу на чистовик. Сейчас, например, работает над садовым столиком, столешница которого, по задумке заказчика, будет лежать на бревне, а из бревна как бы вышагивает медвежонок. Она берёт в руки бензопилу, раз-раз, и вырисовывается добродушная морда. У мастера Шиловой вообще все скульптуры добрые. Даже те, которым «по сюжету» положено быть лютыми.