Простое решение? Спасёт ли транспорт Екатеринбурга рост платы за проезд

У нас две новости – плохая и хорошая. Первая: в следующем году стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга вырастет (на 2 рубля, но это не точно). Вторая: скоро заработают новые трамвайные ветки, которые соединят центр города с двумя проблемными в транспортном отношении территориями.

   
   

С Нового года

Стоимость проезда в общественном транспорте мегаполиса может вырасти с 33 до 35 рублей. Соответствующую заявку в Региональную энергетическую комиссию Сверд­ловской области направила компания «Гортранс», в ведении которой находятся муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Обращение будет рассмотрено в ноябре или декабре. Замглавы Екатеринбурга Андрей Корюков сообщил, что тарифы планируется поднять с 1 января 2024 года. Таким образом, повышение составит два рубля.

Стоит отметить, что по­следний раз цену проезда в столице Урала увеличивали в марте 2023 года. Повышение было щадящим – всего на один рубль – и особого негатива со стороны пассажиров не вызвало. Перевозчики объяснили его экономической ситуацией: ростом стоимости ГСМ, ветхостью единиц транспорта, необходимостью повышать зар­плату персоналу, большими долгами перед поставщиками ресурсов.

Проблема в том, что на экономику предприятия это повышение существенно не повлияло, она по-прежнему напоминает знаменитый Тришкин кафтан (читайте басню Крылова). ЕМУП продолжает оставаться убыточным, испытывая массу проблем, главные из которых – дефицит кадров и амортизация транспорта. Так, средний возраст некоторых типов трамваев превышает 40 лет, они помнят ещё эпоху СССР. По человеческим меркам – глубокие старики…

Повод задуматься

Недавно депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв сделал официальный запрос в «Гортранс». Полученная информация (за подписью гендиректора предприятия Сергея Нугаева) заставляет о многом задуматься. «Штатная численность сотрудников ЕМУП – 7 414, а дефицит кадров – 3 060 человек, – отмечает народный избранник. – Это по всем специальностям, но больше всего не хватает водителей (800), кондукторов (1 200) и рабочих (835), в том числе ремонтников. Получается, что в компании, которая обеспечивает бóльшую часть городских маршрутов, 41,27% незакрытых вакансий!»

По словам парламентария, если существует такая жёсткая нехватка сотрудников, то первое и самое простое решение – поднимать зарплаты. (Хотя они не такие уж и маленькие: средняя на предприятии – 46 812 рублей, а у водителей автобусов – 71 406.) Надеяться на индексацию не стоит, потому что рынок и инфляция её в любом случае обгонят. Ситуацию может стабилизировать также рост доходов от рекламы на общественном транспорте.

Вообще, по данным руководства предприятия, если бы не было льготников (не компенсируемых!), то компания к концу года оказалась бы в плюсе. Правда, на днях ЕМУП удалось полностью рассчитаться с долгами за электроэнергию (в августе они составляли 118 млн рублей). Однако помощь в погашении этой суммы оказала мэрия.

   
   

Думайте о хорошем

А теперь о хорошем. В обозримом будущем, наконец, заработают трамвайные линии, которые соединят центр с Академическим районом и микрорайоном Солнечный. Транспорт по ним уже ходит, но пока только в тестовом режиме. Кроме того, для двух этих веток на условиях концессии будет куплено 80 трамваев. Планируется, что это кардинальным образом повлияет на транспортную доступность территорий.

Так, трамвайная ветка в микрорайон Солнечный готова уже на 80%. Специалисты проложили 1,5 км путей и приступили к технической обкатке линии. «К началу следующего года, надеюсь, мы запустим регулярное пассажирское сообщение», – рассказал глава города Алексей Орлов. Но это только первый этап строительства. Длина второй части линии составит 3,5 км.

Что касается трамвайного движения в Академический район, то оно может быть открыто уже в декабре этого года.