Сегодня в Екатеринбурге живёт более 1,5 млн человек. Население растёт, главным образом за счёт мигрантов. Объясняется это просто: безработица в городе составляет менее 1%, и это привлекает в мегаполис людей из области, других регионов и стран СНГ. Процветает сфера торговли и услуг, строительство, финансы, разнообразный малый бизнес. Учитывая эти и другие тенденции, власти разработали проект, как нам жить и развиваться дальше.
Нынешний Генплан для столицы Урала уже третий. Первый был принят в 1972, второй – в 2004 году. Новый документ – довольно объёмный (одна только пояснительная записка содержит 771 страницу). Вот его главные направления.
Ждём и верим
Трамвайная сеть
Планируется, что к 2035 году Екатеринбург покроется целой сетью новых трамвайных линий. Рельсы проложат в Верхнюю Пышму, микрорайоны Академический, Солнечный, Широкая речка, Уктус и Новокольцовский (место проведения Универсиады). Дополнительные пути появятся также в центре, например, на улице Бориса Ельцина. При этом власти декларируют приоритет движения общественного транспорта по отношению к индивидуальному.
Новый Уралмаш
Значительную часть промзоны Уралмашзавода планируется реконструировать и пустить под жильё, офисники и торговые центры. В результате появится новая улица, которая соединит проспект Космонавтов и Кировградскую. По ней также будут ходить трамваи. При этом площадь жилья в микрорайоне Уралмаш увеличится почти в два раза: с 3,48 млн до 6,25 млн «квадратов». Крупное строительство развернётся также на территории Цыганского посёлка, в Заречном, в квартале за Макаровским мостом.
Готовимся к ЭКСПО
В новом Генплане косвенно фигурирует ЭКСПО-2035. Во всяком случае, это мероприятие значится в развитии микрорайона «Выставочный», площадь которого займёт почти 3 тысячи га в границах Верх-Исетского пруда, Ново-Московского тракта и подъезда к посёлку Палкинский торфяник. Там же запланировано возвести спортивный большой комплекс (скорее всего, это будет биатлонный центр им. Антона Шипулина). Ранее город уже дважды боролся за проведение Всемирной выставки (в 2020 и 2025 году), но проиграл Дубаю и Осаке. Видимо, бог любит троицу.
Конкурент Кольцово?
После 2035 года в столице Урала может появиться второй аэропорт. Чиновники уверены, что пассажиро- и грузопоток в Кольцово будет расти, поэтому понадобится земля для второй воздушной гавани. Где он будет располагаться – неизвестно, так далеко разработчики пока не заглядывают. Но территория нынешнего аэропорта значительно вырастет, будет создан Центр единой организации воздушного движения, на площади аэровокзала появится многоуровневая парковка и ещё много чего. К терминалу подтянут скоростную электричку.
Четыре комплекса
На территории Большого Екатеринбурга планируется построить четыре мусоросортировочных завода. В частности, собираются реконструировать комплекс на Широкой Речке, где будут разделять ТКО на бумагу, металл, стекло, полиэтилен и текстиль с извлечением ценных компонентов для вторичного использования. Аналогичные объекты могут появиться к северу (около посёлка Крутой в Верхней Пышме и посёлка Красногвардейский в Берёзовском). Ещё один комплекс «Екатеринбург-Юг» может появиться рядом с посёлком Шабровский, но там власти хотят ещё и новый полигон для складирования
За счёт пешеходов
Через три пятилетки в столице Урала проложат 630 километров велодорожек. Пешеходам придётся потесниться, так как основная их часть пройдёт по тротуарам. В идеале мэрия хочет связать ими густонасёленные, проектируемые районы и деловую застройку. Параллельно появятся десятки или даже сотни велопарковок. А чтобы приобщить как можно больше горожан к здоровому образу жизни, власти намерены построить вело-экстрим-парки и лыже-роллерные трассы.
В последний путь
Разработчики Генплана предусмотрели и такой деликатный момент, как строительство новых кладбищ. Специалисты подсчитали, что за 15 лет в мир иной уйдут более 300 тысяч горожан, для упокоения которых понадобится 107 гектаров земли. Сегодня в столице Урала есть 27 погостов (и один крематорий), но лишь два из них доступны для захоронений: «Лесное» и «Окружное». Поэтому до 2035 года обустроят три новых кладбища и расширят существующие.
Черновик будущего
И последнее: представленный проект Генплана – черновой вариант развития столицы Урала, требующий вердикта общественности и экспертов. Ознакомиться с ним можно в зданиях мэрии и районных управ до 5 ноября включительно. Предложения и замечания принимаются на официальном сайте екатеринбург.рф. Можно также направить письмо в департамент архитектуры (пр. Ленина, 24а, каб. 245) или сделать запись в журнале учёта посетителей у экспозиций проекта. Общественное обсуждение продлится до 29 ноября 2019 года.
- Идеальный генплан – тот, который устроит всех: власть, застройщиков и в первую очередь жителей муниципалитета. Этот важнейший документ конкретизирует Стратегический план развития города и отвечает на главный вопрос: куда мегаполис будет двигаться дальше? Где появятся новые ветки метро и трамвайные линии, построят детские сады и школы, больницы и парки, жильё и торговые центры… Генплан нужен всем! Представьте, что застройщик хочет зайти на какую-то свободную территорию. А будут ли там сети, дороги, прочая инфраструктура? Зачем людям покупать там жильё, если дом на долгие десятилетия останется «свечкой» посреди пустыря.
Конечно, недовольные будут всегда, всех нюансов Генплан учесть не может. Вы представляете, сколько всего надо было учесть разработчикам: существующую застройку, транспорт, зелёные зоны и памятники архитектуры, занятость и доходы людей, изменения в законодательстве. Проект будет корректироваться общественностью, подправляться временем, но его надо выполнять, иначе начнётся хаос.
Каким будет Генплан в конечном итоге – мы не знаем, но лично я считаю, что Екатеринбургу необходимо избавляться от промышленных зон, выносить предприятия за пределы мегаполиса. В этом отношении уже много сделано, например, переехали завод ОЦМ и ряд других заводов. Полагаю, что если часть Уралмашзавода будет отдана под жилую застройку, это будет правильным решением.
Ради чего?
Предыдущий Генплан принимался ещё в 2004 году. Он был рассчитан на 25 лет, но уже через десятилетие пришлось вносить серьёзные коррективы. Проблема в том, что в стране, в регионе постоянно и порою достаточно жёстко и стремительно меняется законодательство, уровень рождаемости, запросы людей. Например, правила застройки в Екатеринбурге на моей памяти менялись уже несколько раз. А генплан принимают на долгие годы, его надо выполнять. С моей точки зрения, такие документы должны быть более подвижны и краткосрочны. Градостроители даже высказывают мнение, что генпланы сегодня не нужны, что на смену им должны прийти так называемые мастер-планы – сроком лет на пять, не больше. Но в любом случае, они должны будут соответствовать стратегии пространственного развития Екатеринбурга.
Мне кажется, что была сделана большая ошибка, что Генплан выставили на обсуждение горожан, минуя градостроительный совет Екатеринбурга. Считаю, что на суд общественности документ нужно было представлять после того, как выскажутся эксперты. Потому что каждый житель думает в первую очередь о себе, о том месте, где он живёт, не видит развитие города в перспективе.
Городские и областные власти поставили перед собой задачу – обеспечить к такому-то времени столько-то квадратных метров жилья. Любой ценой. Город поделили на 57 планировочных районов, будут помаленьку их заселять, но нужно ли это жителям Екатеринбурга? В советское время строили предприятие, а вокруг него строили жильё, обустраивали инфраструктуру, у людей были рабочие места. Сегодня столько жилья городу не нужно! Бессмысленная и бесконечная гонка за «квадратами» ведёт в никуда! Население растёт, одновременно растёт нагрузка на коммунальные сети, транспорт, социальные объекты. Чего мы хотим: увеличить число жителей? Ради чего?
Вне зависимости от каких-либо генпланов, городу важно сохранить устойчивое развитие и сохранить для будущих поколений природу, культурную среду. Мы проводим форумы – где и как строить, но не отвечаем на главный вопрос – зачем?
До 2035 года в Екатеринбурге построят:
- 175 детских садов
- 135 школ
- 30 млн кв. метров жилья
- 26,5 км трамвайных линий
- 7 станций метро
- 630 км велодорожек
- 107 Га кладбищ
Ради чего?
– Предыдущий Генплан принимался ещё в 2004 году. Он был рассчитан на 25 лет, но уже через десятилетие пришлось вносить серьёзные коррективы.
Проблема в том, что в стране, в регионе постоянно и порой достаточно жёстко и стремительно меняется законодательство, уровень рождаемости, запросы людей. Например, правила застройки в Екатеринбурге на моей памяти менялись уже несколько раз. А Генплан принимают на долгие годы, его надо выполнять. С моей точки зрения, такие документы должны быть более подвижными и краткосрочными. Градостроители даже высказывают мнение, что генпланы сегодня не нужны, что на смену им должны прийти так называемые мастер-планы – сроком лет на пять, не больше. Но в любом случае они должны будут соответствовать стратегии пространственного развития Екатеринбурга.
Мне кажется, была сделана большая ошибка, когда Генплан выставили на обсуждение горожан, минуя градостроительный совет Екатеринбурга. Считаю, что на суд общественности документ нужно было представлять после того, как выскажутся эксперты.
Городские и областные власти поставили перед собой задачу – обеспечить к такому-то времени столько-то квадратных метров жилья. Любой ценой. Город поделили на 57 планировочных районов, будут помаленьку их заселять, но нужно ли это жителям Екатеринбурга? В советское время строили предприятие, а вокруг него строили жильё, обустраивали инфраструктуру, у людей были рабочие места. Сегодня столько жилья городу не нужно! Бессмысленная и бесконечная гонка за «квадратами» ведёт в никуда! Население растёт, одновременно растёт нагрузка на коммунальные сети, транспорт, социальные объекты. Чего мы хотим: увеличить число жителей? Ради чего?
Вне зависимости от каких-либо генпланов городу важно сохранить устойчивое развитие и сохранить для будущих поколений природу, культурную среду. Мы проводим форумы – где и как строить, но не отвечаем на главный вопрос – зачем?
Мнение эксперта
– Идеальный генплан – тот, который устроит всех: власть, застройщиков и в первую очередь жителей муниципалитета. Этот важнейший документ конкретизирует Стратегический план развития города и отвечает на главный вопрос: куда мегаполис будет двигаться дальше? Где появятся новые ветки метро и трамвайные линии, где построят детские сады и школы, больницы и парки, жильё и торговые центры… Генплан нужен всем! Представьте, что застройщик хочет зайти на какую-то свободную территорию. А будут ли там сети, дороги, прочая инфраструктура? Зачем людям покупать там жильё, если дом на долгие десятилетия останется «свечкой» посреди пустыря.
Конечно, недовольные будут всегда, всех нюансов Генплан учесть не может. Вы представляете, сколько всего надо было учесть разработчикам: существующую застройку, транспорт, зелёные зоны и памятники архитектуры, занятость и доходы людей, изменения в законодательстве. Проект будет корректироваться общественностью, подправляться временем, но его надо выполнять, иначе начнётся хаос.
Каким будет Генплан в конечном итоге – мы не знаем, но лично я считаю, что Екатеринбургу необходимо избавляться от промышленных зон, выносить предприятия за пределы мегаполиса. В этом отношении уже много сделано, например, переехали завод ОЦМ и ряд других заводов. Полагаю, что, если часть Уралмашзавода будет отдана под жилую застройку, это будет правильным решением.