РЕПОРТАЖ: в Нижней Синячихе встретили летнюю масленицу

Палящие лучи солнца падают на площадку в обрамлении деревянных изб и церквей. Сразу в нескольких местах играет гармонь, а женщины в расписных сарафанах улыбаются мужчинам в ярких рубахах и картузах. На прилавках торговых палаток много яблок, мёда и других вкусностей. Яблочный Спас на дворе! Если не обострять слух и зрение, то можно представить себя в русской деревне века этак восемнадцатого или как минимум на съёмках исторического фильма о той эпохе.

   
   
Фото: «АиФ-Урал»

Но мозг, привыкнув к яркой картинке и первым образам, уже отмечает металлические конструкции, на которых держатся торговые палатки, современные рок-мотивы в игре гармони и аромат шашлыка, который, хоть и давно уже стал в России национальным блюдом, с образом русской деревни не ассоциируется. Да и десятки посетителей, быстро прибывающих на гуляния, бьют по тормозам машины времени. На дворе 2021 год, а вокруг то, что сейчас бы назвали этнографическим фестивалем, а раньше обозначали как народные гуляния.

Вперёд, в прошлое!

Яблочный Спас – праздник именно деревенский. По сути это праздник урожая и проводов лета. Во многих селах считалось, что только после этой даты можно начинать есть запасенные за лето плоды, в первую очередь яблоки.  Так что яблочный Спас - это своего рода Масленица ноборот проводы  лета путём поедания определённых продуктов. И всё это в виде ярмарки.

Фото: «АиФ-Урал»

В плане ярмарок Нижней Синячихе далеко до прославленной Ирбитской. Зато лучшего места для народных гуляний в старорусском стиле не найти – тут находится крупнейший на Урале музей деревянного зодчества. Десятки деревенских строений из разных эпох собраны и восстановлены на его площадке, и люди в национальных костюмах здесь смотрятся органично, как будто тут и живут. Но это не так.

Фото: «АиФ-Урал»

Из одной палатки раздаются трели: это играет на пастушьей дудочке-жалейке Пётр Капустин – руководитель хора из деревни Речкалова Ирбитского района. Он привёз сюда целую выставку музыкальных инструментов и костюмов разных народов, которые живут на Урале. «В деревне, откуда я родом, проживает более двадцати национальностей, и я собираю их костюмы, музыкальные инструменты и символы каждой диаспоры, - рассказывает Петр Брониславович. - У манси, например, был инструмент «белый лебедь», внешне похожий на арфу. А уж именно русских инструментов у меня очень много . Вот это, например, жалейка: пастух на ней не только для удовольствия играл, но и давал команды коровам – к примеру, идти на водопой».

Фото: «АиФ-Урал»

А рядом на небольшой открытой площадке Вадим Худорожков, председатель Центра народной культуры из Сухого Лога, учит всех желающих брутальной забаве –  борьбе на поясах. «Это старый русский вид поединка, - рассказывает Вадим. - Человека обвязывали поясом поверх одежды – чтобы её не повредить. Затем брались за эту обвязку обеими руками и боролись. Задача – повалить соперника на землю. Если кто пояс отпустит хотя бы одной рукой – поражение. Три раза боролись – кто проиграл, тот выбывает, а на победителя следующий выходит. Бывали случаи, когда мужик дом свой мог в таком поединке проиграть».

Фото: «АиФ-Урал»

Активности здесь разнообразные– есть и стрельба из лука, и различные состязания и мастер-классы. И уникальный современный аттракцион в деревенском стиле. На желающего надевают очки дополненной реальности, где ему показывают карусель или американские горки – дело сейчас обычное. А уральское ноу-хау здесь в том, что стоит он на небольшой площадке, подвешенной над землей. И во время виртуальной поездки трясут его по-настоящему.  Вроде бы современный аттракцион, а колоритом русской деревенской смекалки так и пышет – сразу вспоминаются хитрости пушкинского Балды и русского национального супергероя Ивана-дурака.

   
   

Круче чем ТРЦ

Ярмарки без торговцев, конечно не бывает. Но прелесть местного шопинга в том, что на подобное мероприятие не стыдно ехать просто поглазеть. Много фермерской еды, огромное количество сортов мёда, горы яблок – это само собой.

Фото: «АиФ-Урал»

Но есть и то, чего встретить не ожидаешь. Например, блюда молдавской кухни, которые сюда привёз Георгий Кожокарь и его супруга. Курица в собственном соку, холодная свинина по особому рецепту, домашняя мамалыга и домашнее вино – всё со своего подворья. И вроде бы кухня иностранная, но с уральского деревенского подворья, при этом и продукты местные, и хозяева – уральцы.  Так в общий фон уральских традиций гармонично вплетается тема многонациональности.

Фото: «АиФ-Урал»

Кроме того, масса палаток с разнообразными сувенирами ручной работы - от традиционной уральской глиняной свистульки до кукол самых разных стилей. Некоторые из них явно не для игры, а для коллекции, потому что к такой тонкой работе и притронуться страшно. А между ними фигурные свечки, матрешки, металлические украшения, деревянные игрушки. Далеко не всё тут выдержано в духе эпохи, зато всё работает на атмосферу ярмарки, куда люди веками стекались не только закупиться чем-то нужным, но и набраться эмоций на месяцы вперед.

Фото: «АиФ-Урал»

И над всем этим действом плывет саундтрек из мехов гармони. Причём на ней исполняют всё – от привычных русских народных частушек до хитов современных поп-исполнителей. Этот музыкальный инструмент здесь является таким же символом праздника, как и яблоки.

«Яблочный Спас в нашем музее проходит уже более пятнадцати лет, -  рассказывает директор  Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества Валентина Ращектаева, - а началось всё с того, что когда-то к нам пригласили телепередачу «Играй, гармонь!». Тогда в Нижнюю Синячиху съехались гармонисты и песенники со всей области, это и стало основой праздника. Конечно, у нас здесь и современная культура сегодня. Ведь культура прежних времён и современности – это всё пересекается. И вытекает одно из другого».

Судя по аудитории, публика считает так же – отпраздновать яблочный Спас в Нижнюю Синячиху приехали десятки людей не только из деревень, но и из Екатринбурга и других уральских городов. И среди крепких и суровых сельских ребят мелькают типичные городские хипстеры. Этнотуризм на Урале набирает обороты. Хотя для кого-то это по прежнему деревенские гуляния.