История – женщина капризная, но в конечном итоге всё расставляет на свои места, объединяя и приводя к общему знаменателю, казалось бы, абсолютные противоположности.
Откуда взялся меч?
В старинном уральском городе Ирбите есть масса достопримечательностей. Это знаменитый музей мотоциклов, театр драмы, музей изобразительных искусств, один из старейших на Урале храм Сретения Господня, музей народного быта и ещё много чего. Можно просто гулять по улицам и любоваться наличниками старинных зданий, ни один из которых не повторяет другой.
Однако есть два монумента, которые вызывают особое удивление туристов, а некоторых просто ввергают в ступор. Но не каждый сам по себе, а потому, что стоят рядом, на одной площади. Это памятники вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину и императрице Екатерине Великой. Да не покажется странным, но «роман» между ними начался 244 года назад…
Неизвестно, как сложилась бы судьба Ирбеевской (Ирбитской) слободы, если бы не крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Правда, сам Пугачёв на территории Среднего Урала никогда не бывал, но здесь хорошо «погулял» его сподвижник – знаменитый атаман Иван Белобородов. В конце марта 1774 года, потерпев неудачу под Екатеринбургом, он с остатками своей армии, надеясь пополнить запасы провианта и фуража, подошёл к слободе.
Бывало, что заводские люди выходили к бунтовщикам с хлебом-солью, но богатым ирбитским купцам новая власть ничего хорошего не сулила. Жители просили помощи у Екатеринбурга и Тобольска, где были военные гарнизоны, но ни тот, ни другой им не ответили. Пришлось оборонять своё добро самостоятельно. Было собрано конное ополчение во главе с крестьянином Иваном Мартышевым. Каким образом ополченцы, доселе не нюхавшие пороху, смогли противостоять отчаянным головорезам Белобородова, остаётся загадкой, но они отбили три штурма повстанцев. В конце концов атаман плюнул и увёл войско на соединение с Пугачёвым.
Екатерина II оценила подвиг купцов и в 1775 году пожаловала слободе статус города, а заодно даровала всякие торговые привилегии. Кроме того, Ирбит стал первым из уральских городов, который получил «высочайше утверждённый герб». Андреевский крест на нём означает «непоколебимую верность» жителей Ирбита своей императрицей, Меркуриев жезл – успехи в торговле, а меч – «поражение сим оружием злодеев» (естественно, войск Пугачёва). Так на гербе мирного торгового городка появилось холодное оружие.
«Великой бабке»
Прошёл ровно век, и горожане решили увековечить память императрицы в бронзе. В 1875 году ирбитчане писали царю Александру II: «Августейший государь, великая бабка твоя положила основание Ирбиту. Ныне в великое царствование твоё празднуем столетний юбилей».
Несколько лет ушло на поиски средств и разные бюрократические процедуры (деньги собирали всем миром). Памятник был отлит в Екатеринбурге по рисунку знаменитого скульптора Михаила Микешина, который уже создал подобный монумент в Питере. Но ему поставили условие, чтобы ирбитская императрица имела хоть какие-то отличия. Недолго думая, Микешин укоротил царице мантию, а вместо жезла поместил ей в руку свиток с памятным указом. Памятник установили лицом на восток. Его общая стоимость вместе с постаментом составила 50 тысяч рублей – почти половина годового отчисления от доходов Ирбитской ярмарки в бюджет города.
13 февраля 1883 года состоялось торжественное открытие памятника Екатерине II. В тот день на Торговой площади было очень многолюдно. Прибыли пермский губернатор и екатеринбургский епископ, власти бесплатно угощали народ вином, люди пили, плясали, пели. Судя по всему, праздник удался: чтобы покрыть расходы на «фуршет», городской управе пришлось брать дополнительный кредит.
Несколько десятилетий памятник был местом притяжения жителей и гостей Ирбита. В ярмарочный месяц перед бронзовой императрицей велась бойкая торговля. В дни мобилизации в армию у скульптуры проводились молебны. Но вскоре грянула Февральская революция…
Куда исчезло «тело»?
18 апреля 1917 года в Ирбите праздновали День Свободы. На Екатерининской площади (бывшая Торговая) при огромном скоплении народа ораторы от различных партий толкали речи, служились панихиды по борцам, павшим за революцию, играл оркестр, звучала «Марсельеза». А поутру горожане обнаружили, что памятник Екатерине валяется на земле…
Кто на самом деле сбросил фигуру императрицы с постамента, до сих пор неизвестно. Подозревали, что это сделали местные эсеры, имевшие в городе большое влияние. Эсеры обвиняли во всём большевиков, хотя, по мнению краеведов, в то время их организации в Ирбите ещё не было. Есть также версия, что царицу «низвергли» солдаты 168-го пехотного полка, расквартированного в городе. Представители новой власти сошлись на том, что это была некая «народная стихийная месть», вынесли неизвестным вандалам «порицание», назвав их «вредными элементами», но царственную особу с городской площади решили убрать совсем.
«Неравнодушные горожане несколько лет пытались отстоять скульптуру, - рассказывает главный архивист Госархива Ирбита Ирина Субботина. – Так, в 1925 году заведующий окружным архивным бюро Иосиф Гасюк и руководитель местного музея Андрей Соловьёв изучили разобранный памятник и убедили комиссию в незначительности разрушений. Решили сохранить монумент как «единственный памятник зодчества на территории округа». Но уже через несколько дней другая комиссия признала его не подлежащим восстановлению».
В архивах Ирбита и Свердловской области хранится масса документов, посвящённых тем событиям. Фото, чертежи, рисунки, сметы, протоколы, прошения местной думы, переписка горожан с Михаилом Микешиным и многое другое. Однако точных данных, куда пропала императрица, нет. Официально считается, что она погибла в плавильной печи в Невьянске. Но есть легенда, что части Екатерины Великой до Невьянска не довезли, «потеряли» в пути и, возможно, они до сих пор хранятся у кого-то из жителей Свердловской области. А может, и за её пределами.
«Доходило до драки»
В 1937 году, на 20-летие советской власти, на сохранившемся от Екатерины постаменте был установлен памятник Ленину (площадь также получила имя вождя). Правда, сделан он был не из бронзы, а из гипса, поэтому со временем пришёл в негодность. И в 1965 году, уже на другом пьедестале, Ильичу поставили другой монумент. Его создал скульптор Владимир Друзин, знаменитый тем, что был соавтором памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на вокзале в Екатеринбурге.
Прошло ещё несколько десятилетий. Минули бурные девяностые, пришли нулевые, и в Ирбите заговорили, что, дескать, неплохо было бы восстановить и вернуть Екатерину на её законное место. Но когда в 2002 году депутаты местной думы приняли такое решение, в городе началось что-то вроде «гражданской войны». На страницах местных газет «Восход» и «Ирбитская жизнь» разгорелись настоящие баталии между сторонниками и противниками установки памятника. Сам памятник – точная копия утраченного – был готов ещё в 2003 году (!), но после этого ещё десять лет лежал в Екатеринбургском художественном фонде. По воспоминаниям директора ирбитского Музея народного быта Михаила Смердова, с города даже пытались «содрать» за хранение монумента круглую сумму, но обошлось.
А однажды в ситуацию вмешался областной Минфин, местным чиновникам «впаяли» неэффективное использование средств бюджета. Деньги-то в сумме более 4 млн рублей выделены и потрачены, а памятника нет!
Сегодня «классовые антагонисты», как символ великой толерантности, стоят на одной площади и уже мало-помалу уживаются в умах большинства горожан. И хотя памятник вождю иногда подвергается актам вандализма (говорят, что в 90-х ему оторвали голову, а в 2012 году измазали зелёной краской), Екатерину до сих пор никто не тронул. Возможно, потому, что она всё-таки женщина...
Считается, что в истории Ирбита – три эпохи. Первая – это расцвет торговли, связанный, в том числе, с Екатериной Великой, когда Ирбитская ярмарка стала по значимости второй в России (после Нижегородской). Вторая – эпоха индустриализации (условно «ленинская»), когда развивалась промышленность, а город стал мотоциклетной столицей страны. Сегодня здесь работает много музеев, восстанавливаются храмы, и у Ирбита есть все шансы войти в третью эпоху – стать одним из культурных и туристических центров Урала. Бог любит троицу, и, возможно, на главной городской площади когда-нибудь появиться памятник кому-то ещё.